Джапа йога

Джапа йога

Слово “джапа” означает “ротация” (или вращение) сознания и соединение своей сущности с Высшей Сущностью. Атрибутом джапа йоги является мантра или определённым образом сгруппированные звуковые вибрации, которые воздействуют на человека. Традиция утверждает, что наибольший эффект от мантры исходит тогда, когда её даёт сам гуру или когда она спонтанно приходит во сне.
Когда мантра проговаривается вслух или ментально, вибрация мантры создаёт определённую форму внутри человека. Этот внутренний, или психический, символ обладает потенцией к физическому проявлению.
Мала, или чётки, - следующий атрибут джапа йоги. Мала - нить с нанизанными на неё 108 бусинами, которые зафиксированы узлами созидания (брахма-грантхами). Кроме того, есть ещё большая, 109 бусина, называемая Сумеру и предназначенная для того, чтобы возвращать блуждающий ум к мантре всякий раз, когда пальцы, перебирающие бусы, наталкиваются на большую бусину. Очень часто начинающие в процессе чтения мантры отвлекаются от самой мантры и автоматически проговаривают мантру, перебирая чётки так же автоматически, большая бусина как бы отрезвляет блуждающий ум и возвращает его к процессу джапы.
Джапа йога ориентирована на продолжительную ротацию сознания, чтобы скорректировать и сконцентрировать ум на мантре и отвлечь его от всего остального. Такая практика, будучи регулярной, конструктивно воздействует на все физические и психические процессы, протекающие в человеке и улучшает их рабочее состояние.
Следует отметить, что ум недопустимо грубо отдёргивать или подавлять, принуждая его повторять мантру. Повторение мантры должно стать спонтанным и естественным процессом, а ум - наблюдателем этого процесса. Когда во время повторения мантры возникают различные мысли (а они будут возникать), ученик должен просто наблюдать за ними как бы со стороны, не вовлекаясь в их игру. Эти мысли как пришли, так и уйдут. Просто наблюдайте их и продолжайте свою практику.

Джапа йога подразделяется на 4 вида: байкхари, или звуковая; упаншу, или шепчущая; манасик, или мысленная, и ликхит или пишущая.

Байкхари - произнесение мантры вслух. Эта практика быстро формирует устойчивость ума и заряжает его энергией. Уже после нескольких недель такой практики ум обретает спокойствие. Если вы желаете медитировать на определённый объект, но испытываете некоторые трудности, практикуйте байкхари, т.е. внятную громкую джапу в течение хотя бы часа и после этого можете медитировать.

Упаншу - произнесение мантры шёпотом так, чтобы её мог слышать только сам шепчущий, когда движутся лишь губы, но звука почти не слышно. Эта джапа обладает более тонким воздействием на ум и постепенно подводит его к стадии манасик джапы. Обычно упаншу джапу выполняют те, кто хочет практиковать мантру в течение 8-10 часов в день во имя особой цели. В Мантра-шастре сказано, что мантра может исправлять ошибки судьбы.

Манасик джапу не рекомендуется практиковать до того, пока не освоены байкхари и упаншу. Люди с неустойчивым умом не способны на реальный прогресс без этих предварительных практик. Манасик джапа является ещё более тонкой техникой. Писания и мудрецы солидарны в том, что устойчивая и преданная практика манасик джапы непременно приведёт человека к просветлению.



Ликхит джапа - это записывание мантры сотни раз красными, голубыми или зелёными чернилами как можно более маленькими буквами. Мантру следует писать очень прилежно, соблюдая пропорцию с ощущением красоты. Чем меньше буквы, тем выше концентрация. Ликхит джапа всегда совмещается с манасик джапой и потому требует ментального повторения мантры.
Индусская традиция считает, что если человек посвящён в мантру, он должен продолжать её всю жизнь.

Джапа анустхана

“Анустхана” означает выполнение, наблюдение и завершение действия с решимостью и настойчивостью. Анустхану можно отнести к джапе, и тогда она называется джапа анустхана. Её практикуют как средство очищения для дальнейшего духовного прогресса или же как средство для достижения своекорыстных физических целей.
Вайкхари джапа анустхану часто культивирует хор практикующих. Например, в Ришикеше с 1943 года постоянно и круглосуточно, поётся мантра “Харе Рама Харе Кришна”. Воспевание мантры создаёт атмосферу, сотканную из мощных вибраций.
Манасик джапа анустхана, использующая мантру гуру, является самым популярным видом анустханы среди духовных учеников. Прежде чем начать практику, ученик ставит перед собой определённую цель (например, прочитывать 10800 мантр в день в течение 10 дней) и решительно продвигается к ней, не прекращая практику.
Сумирани джапу практикуют на 27 бусинах без большой разделительной бусины Сумеру. Эта практика весьма эффективна, т.к. её культивируют 24 часа беспрерывно. Цель этой техники заключается в том, чтобы не повторять мантру, а ожидать, пока она сама не придёт спонтанно в процессе непрерывного вращения бусинок пальцами. Даже во сне рекомендуется не оставлять этого занятия.
Правила и советы для джапы;
—Используйте рудракшу или туласи мала из 108 бусин + большая бусина Сумеру, читая мантру своего гуру. Для тантрических мантр употребляются кристаллические мала.
—Указательный и мизинец не должны дотрагиваться до бус.
—Джапу практикуйте в устойчивой медитативной асане (например, в падмасане или сиддхасане). Правая рука с малой может покоиться на правом колене.
—Малу не должны видеть другие. Держите чётки в ткани или в шёлковом мешочке, когда их не используете. Чётки,
предназначенные для джапы, не носят на себе.
—Читая на чётках, не перепрыгивайте через 109-ую Сумеру и не читайте на ней. Когда вы подошли к большой бусине Сумеру, поворачивайте назад малу.
—В течение некоторого времени совершайте ментальную джапу. Если ум начинает блуждать, переходите на какое-то время к байкхари, а затем возвращайтесь опять к манасик джапе незамедлительно.
—Произносите каждую букву мантры правильно и отчетливо.
Не повторяйте её ни слишком быстро, ни слишком медленно. Повышать скорость можно лишь тогда, когда ум начинает блуждать.
—Не желайте ничего мирского во время повторения мантры.
—Держите вашу мантру, данную гуру, в тайне.
—Продолжайте ментально проговаривать мантру, какой бы работой вы не занимались.
—Если возможно, лучше повернуться во время практики лицом к северу или к востоку.
—Джапа способна извлечь из глубин подсознания подавленные комплексы, желания и страхи в форме причудливых образов и мыслей. Если это происходит, просто наблюдайте за подобными явлениями, как равнодушный зритель и не теряйте нить своей джапы. В процессе повторения джапы пробуждается читта шуддхи, или ментальное очищение, в котором сгорают самскары (впечатления прошлого) и васаны (будущие желания)

Йога предупреждает, что существуют три основных препятствия на пути к медитации: нечистота, невежество и рассеянность. И все три могут быть устранены практикой джапы посредством постоянного осознания мантры. Не следует во время джапы сильно напрягаться и чрезмерно концентрироваться. Только постоянная, искренняя и расслабленная джапа способна наделить ум осознанием и отвлечь его от внешних влечений.
Беспокойство, возбуждение и напряжение не являются нашей естественной природой. Наша подлинная природа - это самадхи, чистое сознание, спокойствие и уравновешенность. Сравнение с зеркалом помогает прояснить проблему: пока зеркало покрыто пылью, оно не может отражать ясно объекты, но если мы сотрём эту пыль, естественное качество зеркала тут же проявит себя, отражая чётко и ясно все объекты.
Видимая обусловленность ума несчастьями и комплексами -всего лишь иллюзия. Когда садхана очистит ваш ум, вы прочувствуете своё подлинное “Я”.
В медитации мы не должны напрягать свой ум, форсируя события усиленной концентрацией. Мы стремимся лишь к расслабленному осознанию, а не к концентрации как таковой. Задача в том, чтобы быть постоянно осознающими, в этом и заключается однонаправленность ума. Мы не боремся с нашими мыслями и не пытаемся их подавить. Мы просто наблюдатели и бескорыстные свидетели.
Иногда на поверхность вашего ума выплескиваются такие желания, что вы недоумеваете: откуда они взялись? Это явление означает, что ваше осознание мантры ещё поверхностно. Когда же ваше осознание мантры станет сокровенным и глубоким, тогда начнут всплывать более основательные мысли и желания. За ними обычно следуют несколько мгновений бездумья благодаря однонаправленности вашего сознания. Итак, расслабляйтесь в джапе, и всё случится автоматически. Не беспокойте себя по поводу тех или иных отвлечений вашего ума. Всё придёт в своё время именно благодаря джапе и осознанной мантре.
Свами Сатьянанда Сарасвати.

Добавить комментарий




Top