Домашние животные для детей: техника психологической безопасности

Домашние животные для детей: техника психологической безопасности
Зайчики, кошечки, морские свинки… Вне зависимости от цвета, размера и характера животные приводят детей в восторг. Им хочется погладить их, потрогать, прижать к себе, проверить, откуда растут у зверьков уши и хвост. Домашние животные для детей становятся лучшими друзьями, а психологами и педагогами признаются прекрасными помощниками в гармоничном развитии их маленьких хозяев.

Детей неудержимо влечет к животным. Но так ли это хорошо?

Сейчас, наверное, мамы и папы, читающие эту статью, подумают: «Ну вот, опять нам будут рассказывать, опасны ли домашние животные для детей». Однако о правилах безопасной игры малышни с животными я писать и не собиралась. Я хочу затронуть другую, не менее важную тему влияния на детскую психику разрыва отношений с любимым зверьком.

Животные для детей: о чем не пишут психологи

Психологи и педагоги единодушны во мнении, что домашнее животное для ребенка — учитель, друг, помощник, который воспитывает в малыше умение проявлять любовь, заботу, ответственность. Для родителей же, пишут психологи, только поначалу животное представляет неудобство, которое может не очень хорошо пахнуть, слабо поддаваться дрессировке и постоянно требовать внимания.

Все это перестает иметь значение, когда ребенок на ваших глазах с удовольствием начинает ухаживать за животным, примеряя на себя роль старшего. И в результате такого чувственного общения рождается настоящая дружба.

Однако есть один нюанс, о котором психологи и педагоги не пишут. Это смерть питомца. Сложно избежать ее, когда срок жизни морской свинки — 8-10 лет (в идеальных условиях), волнистого попугая — еще меньше, а собак давят на улицах и кошки выпрыгивают из окна. И как помочь маленькому человечку, так прочно привязанному к своему питомцу, пережить первый в жизни серьезный стресс? Стресс, к которому он может быть совсем не готов?

«Волков бояться — в лес не ходить».

Да. Однако под влиянием стресса у некоторых детей могут появиться весьма неблагоприятные последствия. И эти дети — обладатели зрительного вектора.

В вашем детстве бывало такое, что домашний питомец вдруг умирал — от отравления, несчастного случая, старости? У меня такое бывало. И не раз. До сих пор помню, как плакала по ночам в подушку, не веря в то, что любимого Кеши-Барсика-Карата больше нет. Утром я находила нового зверька, маленького и беззащитного (испуганные родители покупали все новых и новых зверей — лишь бы не было жалобного ночного плача), который через несколько лет опять умирал…

Да, все это — правда жизни, и когда-то нам всем приходится сталкиваться со смертью. Однако дети со зрительным вектором реагируют на эти вещи не так, как остальные. Потому что домашние животные для детей со зрительным вектором — нечто большее, чем просто домашний зверек, с которым можно поиграть, которого можно погладить, а через час с легкостью о нем забыть.

Зрительные малыши очень эмоциональны. Они внимательно рассматривают окружающий мир, любуются всем ярким, блестящим, красивым. Именно эти дети обожают все вокруг себя оживлять: они представляют, что разговаривать и общаться можно со всем на свете — и с пластмассовой машинкой, и с морским камешком, и с цветочком, что растет на окне.

Животное для таких детей становится не просто другом — оно становится его самым любимым существом, о котором он постоянно думает, заботится, делится с ним своими переживаниями и мыслями. Любимую свинку или котенка такой малыш хочет брать с собой повсюду — расставание со зверьком для него мучительно. Он кладет его в постель, пытается усадить рядом за стол, несет в ванную — и так далее. Ребенок очень, очень привязан к животному. И родителям кажется, что это очень хорошо: малыш счастлив, заботлив. А еще — стал меньше требовать к себе внимания…

Увы, такая не по-детски крепкая привязанность свидетельствует о том, что малышу не хватает внимания мамы. Детям со зрительным вектором этого внимания нужно больше, чем другим: ранимые, чувствительные, они остро нуждаются в возможности поделиться своими эмоциями с самым дорогим человеком. Мамы же, не понимая внутреннего механизма такой привязанности, хотят переключить внимание малыша на что-то иное (например, на тех же животных).

Когда любимый питомец погибает, зрительный ребенок испытывает не просто стресс — разрывается его прочнейшая психологическая связь с животным. Для ребенка это становится серьезной трагедией, он сильно страдает, ощущая себя одиноко в страшном и враждебном мире. Малышу трудно справиться с эмоциями, он не хочет их испытывать, и на помощь приходит защитный природный механизм: удар на себя принимает не психика, а сенсор — зрение.

Что происходит в итоге? Зрение слабеет, падает на несколько диоптрий (возможно, не сразу, а в переходный возраст). После чего страдания проходят, но зрения уже не вернуть.

Предотвратить утрату зрения

Увы, именно это когда-то случилось и со мной, и со многими моими знакомыми. Офтальмологи списывали такой стремительный скачок на повышенную нагрузку в школе, выписывали витамины, давали список упражнений. Однако ситуация повторялась, и после видимого благополучия зрение вновь «скакало» на несколько диоптрий вниз. Медики разводили руками.

А может быть, именно так было и у вас?

В любом случае, прошлое уже не вернуть. Но всегда можно изменить будущее — своих детей и внуков. Защитить их от страданий и от дискомфорта, связанного со слабым зрением.

Понимая системно-векторную психологию Юрия Бурлана, мы можем не просто уберечь ребенка от страданий — мы можем помочь ему вырасти по-настоящему счастливым человеком. Чтобы это получилось, ребенка надо развивать в соответствии с его природными свойствами, его набором векторов.

Зрительного ребенка надо учить любви и состраданию. И не к одним лишь растениям и животным — к человеку.

Самое главное в развитии зрительника — это возможность общаться с мамой столько, сколько ему требуется. Общаться можно по-разному: читать вместе книги, рисовать, ходить в зоопарк (чтобы учиться любить, но не привязываться излишне к тем самым братьям нашим меньшим), кататься на качелях, прыгать через лужи — и так далее.

На начальном этапе вы можете выбирать для чтения добрые сказки и стихи о животных для детей. Обязательно с хорошим концом, без сцен каннибализма, насилия, запугивания и так далее. Например, под эту категорию прекрасно подходят произведения Веры Чаплиной «Забавные животные» — рассказы о зверятах, которые воспитываются в зоопарке.

Сюда же можно добавить «Рассказы о животных» В. Бианки, «Лесные тайнички» Н. Сладкова, «Рассказы о родной природе» Г. Скребницкого, «Рассказы» Е. Чарушина — и другие книги о животных для детей.

Для разнообразия используйте в своем воспитательном арсенале мультфильмы, которые могут вызвать в ребенке чувство сострадания. Например, старые добрые мультики «Бемби», «Дамбо», «Король Лев» — и другие, в которых малышу сложно будет удержаться от целительных слез сочувствия. А также фильмы про животных для детей с жалостливым сюжетом (тот же «Белый Бим Черное ухо»).

Развивая ребенка, важно помнить, что времени у вас не так уж много: свойства каждого вектора нужно успеть развить до окончания переходного возраста. Потому что после возможна только реализация того, что было развито.

Важно помнить и о том, что очень сложно будет воспитать прекрасного человека, если у родителей страдания других людей вместо сопереживания вызывают лишь гримасу раздражения. Поэтомутрудиться над собой ради блага своего ребенка — это еще одна задача, с которой необходимо справиться любящим родителям.

Читайте вместе рассказы о животных для детей — и плачьте от сострадания в унисон с ребенком. Заботьтесь о растениях, жалейте несчастных животных, тоскующих в клетках зоопарков. Окружайте любовью и заботой заболевших родственников, навещайте стариков — и вместе с ребенком заново учитесь чувствовать.
Добавить комментарий




Top