Рябина как оберег

Рябина как оберег :: Славянская волошба

Это самая распространенная функция рябины в восточнославянской традиции, по-видимому, хотя бы отчасти мотивируется апотропеическим значением, традиционно придаваемым красному цвету. Рябина помогала уберечься от нечистой силы. Особенно явно эта функция выражена на Русском Севере в отношении к лешему. При чтении пастушеского отпуска перед первым выгоном скота весной пастух обходил скот, держа в руках икону св. Георгия и вырванное с корнем из земли рябиновое деревце, которое сразу после чтения заговора сажали обратно в землю. В других местах на Русском Севере пастух отправлялся в лес и вырывал с корнями три деревца – рябину, ель и сосну, расщеплял их до вершины, клал в воротах и по ним первый раз выгонял скот на пастбище весной. Считалось также, что лешего можно отогнать кнутом, рукоятка которого сделана из рябины. В Заонежье, чтобы защитить дом от лешего, рябину специально высаживали у дома (Логинов 1993: 95). В том же Заонежье, когда на пастбище начинали беспокоиться собаки (чуя лешего) или в доме пропадали вещи, это считали проделками лешего, которого усмиряли словами: «Кнут тебе, рябинник» (рябинник – леший) (Логинов 1993: 33). Подобное название не является исключением: демоны у славян часто получают имена по тем деревьям, с которыми они так или иначе связаны, ср., например, болг. глог ‘боярышник’, а также глогинковци ‘те, кто, как и настоящий боярышник, может уничтожить вампира’ (Седакова 2007: 281). На Русском Севере и северо-западе широкое распространение получили былички об охотниках и лесорубах,которые, оказавшись в лесу, защищали себя от лесных духов с помощью рябины. Когда лешачиха пыталась соблазнить лесоруба, представ перед ним в облике его молодой жены, он избил ее рябиновой веткой, после чего лешачиха показалась ему в виде собаки.

Впрочем, на Русском Севере рябина была опасна не только для леших. В Заонежье срезанным на перекрестке рябиновым прутом зааминивали окна и двери, чтобы черти не имели доступа к человеку, а потом бросали эту ветку в болото, чтобы помешать лешему передвигаться во владениях человека (Логинов 1993: 32-33). Рябиновой палочкой зачерчивали на земле круг, в котором в купальскую ночь сидел человек, ожидавший цветения папоротника и опасавшийся, что в этот момент на него нападут черти. На Пинеге, чтобы выгнать чужого домового, хлестали наотмашь по стенам хлева рябиновыми ветками (МП 1995: 5). Для усмирения своего домового приглашали колдуна-скотника, чтобы он заткнул за матицу рябину (Логинов 1993: 37, заонеж.). В Русском Поморье моряки, стремясь уберечься от демона, называемого морской сотон, брали с собой на судно ветку рябины (Бернштам 1983: 176). В Пермском крае рябину, вырванную из муравейника и положенную под Иванову росу, хранили в течение года, а потом, желая проверить, не является ли тот или иной человек колдуном, втыкали рябину в голенище вершинкой вниз и говорили: «Как рябина эта стоит вниз головой, без воли моей не перевернется и не встанет, так и идущий знахарь без воли и слов моих не пошевелится» (Тульцева 1976: 89).

Однако, в отличие от многих других деревьев и кустарников, рябина используется не только в качестве оберега от демона, но в функции действенного апотропея в других областях магии (в семейной, хозяйственной и календарной), причем практически без ограничений, что заметно отличает ее, например, от осины, для которой (в силу нечистоты последней) некоторые семейные виды магии (свадебная, например) оказываются закрыты. Приведем ряд характерных примеров.

В Воронежской губ. сваха сыпала жениху за голенище ряби- новые коренья, чтобы на него не навели порчу на свадьбе (Зеленин 1914: 354). В 1630 г. боярский сын Яков Распопов, обвинявшийся в колдовстве, рассказал на следствии, что, идя на свадьбу к своему брату, он сломил по дороге ветку гнилой рябины и сказал: «Как хто пойдет на свадьбу или куды-нибудь и сломить з гнилые колоды ветку рябины, того де человека притка (болезнь) никакая не возьмет» (Черепнин 1929: 89). В известном лечебнике Лахтина (середины XVII в.) описывается изготовление из рябины заветного посоха, с помощью которого оберегали помещение для свадьбы или пира, а также обходили с ним ржаное поле, чтобы птицы не клевали зерно (ОЧР 2002: 384). Во Владимирской губ. и в Среднем Поволжье русские брали с собой рябину в свадебный поезд, а рябиновые листья подстилали в обувь жениха и невесты от сглаза (Тульцева 1976: 91). С помощью рябины оберегались и от «ходячего» покойника. В Новгородской губ., вернувшись с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья; считалось, что покойник боится этих прутьев (Шейн 1900: 780). Во Владимирской губ., чтобы молния не ударила в дом, к стене ставили рябиновые колья (БВКЗ 1993: 119)".

Т. А. Агапкина. Символика деревьев в традиционной культуре славян: рябина.

Добавить комментарий




Top