Священные рощи марийцев

Священные рощи марийцев

Деревня Оролы находится в 10 км от поселка Параньга в республике Марий Эл. Согласно преданию, основана она была марийскими переселенцами с берегов реки Вятки, возле старинных поселений удмуртов. Однако через некоторое время они покинули эти места.

Так выглядит типичная священная роща (кусото) в Марий-Эл. Всего же в Марий Эл насчитывается около 600 рощ

Считается, что название деревни происходит от слова «орол» (то есть «охранник») и обусловлено тем, что марийцам постоянно приходилось стеречь свое поселение от набегов разбойников. Вокруг деревни Оролы располагаются 6 кусото (кюсото) (священных рощ). В XX веке на реке строили плотину, и одна из рощ оказалась на территории котлована. Никто из местных жителей не согласился рубить священные деревья «пумаш».

Тогда для этого наняли приезжих рабочих, которые охотно повалили лес. Однако на обратном пути трое из четверых погибли в автокатастрофе. Говорят, что после выздоровления выживший вернулся в Оролы. Он слышал рассказы местных жителей о том, что уничтоженная им роща была священной, и после случившейся трагедии уверовал в то, что понес наказание за свой неблаговидный поступок. Рабочий покаялся в совершенном злодеянии и даже принес дары богам марийцев.

Верования у этого народа достаточно просты. Люди обожествляют природу в целом и каждое ее явление в отдельности. Священные рощи, согласно верованием марийцев, являются местами счастья на земле, где можно напрямую пообщаться с силами природы.

В каждой такой роще непременно выделяется главное дерево, которое называют «онапу». Считается, что оно связывает земной мир с небесным. Поскольку рощи священны, вход туда разрешен лишь чистым душой и телом.

Среди местного населения до сих пор бытует такая легенда: «один карт на богослужение пришел не очень трезвым, люди пороптали про себя, но смолчали. А вечером на деревню обрушился сильнейший град, который выбил все посевы. Это была кара небесная».

Раньше вокруг Оролы было 8 священных рощ: 7 по числу общин и восьмая — для всех. В настоящее время осталось лишь 6 кусото, но только в трех из них по-прежнему исполняются древние ритуалы. Следует заметить, что в священных рощах запрещено не только рубить деревья, но и собирать грибы, ягоды и даже хворост.

У каждой рощи есть свое название, все они отличаются друг от друга. Например, самая старая из священных рощ — Левантикусото. Возраст растущих там деревьев достигает 150 лет. В Меркусото, в отличие от других рощ, можно собирать грибы и липовый цвет, а в Весмогуркусото запреты, наоборот, очень строгие.

Особенно почитаются у марийского народа липа, дуб и береза. С глубокой древности и по сей день люди верят в то, что лес может исцелить практически любой недуг. Для этого мужчине нужно идти за помощью к дубу, женщине — к липе, а детям — к березе.

Из интервью с Ираидой Степановой, автором вышедшей в 2012 году в Йошкар-Оле книги «Кусото»:

- Сколько в Марий-Эл основных рощ?

Ираида Степанова: На Ваш вопрос нельзя ответить однозначно, потому что есть рощи действующие, а есть не действующие. Где-то и деревни исчезли, а люди приходят или приезжают в рощу молиться. А есть такое, что и деревня жива, но в рощу не ходят.

- С чем это связано?

- Это связано с тем, что когда шла атеистическая политика советской власти, были сильные гонения на людей, которые ходили молиться в рощи, – не давали посещать рощи, милиция выгоняла людей во время молений… Это были страшные времена. Также в настоящее время у нас нет института для подготовки старейшин, которые могут проводить моления. А ведь здесь должны быть большие познания в области религии, обрядов, да и человек к этому должен быть готов морально и духовно.

Положительно сказывается то, что в республике работает общественная организация «Мари кумалтыш», которая помогает людям возрождать моления в священных рощах. И можно сказать, что за последние годы людей, которые стали возвращаться и интересоваться своей традиционной религией, стало больше.

- Какое отношение у молодежи к традиционной марийской религии? Посещает ли молодежь моления?

- Молодежь в последние годы стала больше интересоваться марийской религией, ее национальное самосознание постепенно просыпается. Важно сказать то, что в рощи на моления никто никого не заставляет идти. Если ты хочешь, ты идешь – все должно быть по велению души.

Молодые люди чаще всего сначала просто приезжают посмотреть, потому что им это интересно, либо помочь старшим, а потом уже постепенно сами начинают интересоваться. Также я думаю, что молодежь, находясь в роще, начинает чувствовать силы природы – они притягивают. Ведь издревле так сложилось, что моление – это праздник для души. В такие моменты твоя душа наполняется радостью и тебе хочется раствориться в этом.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить




Top