Свастика – духовный центр Бона

Свастика – духовный центр Бона

По определению бонской традиции: «Бон – это центр свастики. Бон – это Бог, рожденный из центра свастики». Непосредственная связь тибетской религии бон со свастикой подчеркивается и изображением свастики – символа духовной силы на груди основателя бона Шенраба Миво на его бронзовых статуэтках.

Сюжеты о чудодейственном проявление свастик на тибетской земле характерны для бонских мифов, особенно в местностях, где впоследствии были образованы бонские монастыри. Священная гора Кайлас известна среди тибетцев под названием Юндрунг Гуцег (Девятиэтажная гора свастики, юндрунг с тибетского переводится как «вечное», «нерушимое»), считается, что на южной стороне пика, Южный лик Кайласа, поперечные и вертикальные трещины образуют знак свастики. Именно это место было избрано Учителем бона Шенрабом для ухода из мира людей.

Изображение свастики имеют широкое распространение по всему Тибету с древних времен. Они известны на бонских печатях, их можно встретить в символике орнамента монастырей. Свастики выбиты на поверхности скал, на камнях вдоль троп, в уединенных местах, встречаются в современных мандалах из цветного песка на поверхности земли. Нигде в мире не встречается так часто знак свастики, как в Тибете. Знак свастики, необъяснимым образом, неразрывно связан с Шамбу (тибетский синоним бога Шива), местонахождение которого по тибетской, буддийской и индуской традиции определяется на горе, известной в настоящее время под именем Кайлас. В свою очередь священная гора Кайлас в бонских преданиях упоминается как центральная гора страны Олмолунгринг-бу, где появился на свет Учитель Шенраб и внутри которой располагается мистическая Шамбала. Символично, что у подножия этой горы, как в библейском Эдеме, начинаются четыре великие реки индоариев.

Прежде, чем мы углубимся в детали обсуждаемой темы, следует заметить, что количество книг о священном символе – свастике, так велико, что практически под любую гипотезу о тайном значении свастики, можно найти убедительную аргументацию. Большинство ученых разделяет мнение, что свастика является древнейшим арийским (индоевропейским символом). Он не встречается в символах египетской и мусульманских цивилизациях, не знаком знак свастики также и американским ацтекам, майя и инкам, но найден у индейцев племени наваха, живших в доколумбовой Америке. Этот символ встречается среди знаков протоиндийской, харапской цивилизации в IV–III тыс. до н.э. и широко распространен у народов Центральной Азии. Знак свастики присутствует среди хакасских, тувинских и бурятских тамг, и отождествляется учеными с понятием счастья. Древнекитайский иероглиф «свастика» переводится учеными в значении «счастье». Свастика с точками внутри секторов обозначало понятие «много счастья». В значении «счастье», «богатство» знак свастика часто встречается в орнаменте монгольских кочевников, на домашней мебели, сундуках и даже на современном государственном гербе Монголии, обрамленного незаканчивающимся орнаментом с правосторонней и левосторонней свастикой. В официальном определении символики государственного герба – свастики символизируют счастье и благополучие для страны.

Как знак оберега свастика изображалась на щитах, одежде римских воинов – «защита силой божественного имени» и на дверях монгольских юрт и сундуков – «защитные функции декора», как символ правления на реверсах китайских и персидских монет, как благой знак на погребальных урнах Рима, Германии и Англии. Символы креста присутствуют на каменных мегалитах Тиауанако в Южной Америке за тысячи лет до прихода христианства на американский материк. «Не менее примечательным является символ креста на многих из этих древних блоков. Этот символ всегда имеет одинаковую форму: четкий двойной, равносторонний контурный крест, глубоко врезанный в камень. Даже согласно консервативной исторической хронологии возраст этих крестов составляет не менее 1500 лет, а если исходить из хронологии Хэнхока, то их возраст исчисляется 12 000–15 000 лет. Иными словами они были вырезаны людьми, не имевшими никакого понятия о христианстве за тысячу лет до прибытия на Альтиплано первых испанских миссионеров».

Значение свастики и ее смысл с течением времени приобретал у разных народов различное значение, но дать знаку исчерпывающее объяснение до сих пор не удалось. Свастика, как божественная печать, встречается на груди Будды, основателя тибетской религии бон – Шенраба, и на церковных алтарях Европы. Отпечатки свастик изображены на обеих стопах Будды на барельефе из индийского Амравати. В буддизме свастика имеет правое вращение и означает «ясное лишь для посвященных в учение» и трактуется посвященными, как «нерушимое», как символ учения «четырех великих истин» и «восьмеричного пути спасения». По определению выдающегося мастера дзогчена ХХ века Тулку Урьен Ринпоче (1920–1996) свастика в буддизме олицетворяет благополучие и неизменную суть, иногда в четырех углах свастики рисуются «круги радости» (напоминают символ иньян, только без отверстий)2. Свастика принята официальным символом в эзотерическом буддизме – «древний знак мудрости», как «древнейший символ арийского духа», возможно, как символ «чистоты», в нацистской символике, как сокровенный знак мудрости – «священное значение тетрактиса» в теософской символике. Решение о принятии свастики нацистским символом было принято лично Гитлером. В своей книге «Моя борьба» Адольф Гитлер говорит: «После долгих размышлений в центре белого диска была нарисована свастика. Свастика символизирует миссию победоносной борьбы арийской расы». Уильям Ширер добавляет к этому: «О том, почему именно свастика стала символом партии, Гитлер не говорил никогда». Но в своей книге «Майн Кампф» в статье о церкви националистического рейха А. Гитлер пишет: «Христианский крест должен быть убран из всех церквей, соборов и часовен и заменен единственным, непобедимым символом – свастикой». Французский публицист Л. Повель в книге «Мсье Гурджиев» излагает версию, что знак свастики порекомендовал использовать Карлу Хаусхоферу для «Общества Туле» сам Г.И. Гурджиев.

В книге Николаса Гудрика-Кларка «Оккультные корни нацизма», считающейся одной из самых известных работ, посвященных роли тайных оккультных сил в истории прихода к власти в Германии в 30-е годы ХХ века представителей идеологии национал-социализма о символе свастика говорится следующее: «Фридрих Крон, член «Туле» в мае 1919 г. составил меморандум под названием «Может ли свастика служить символом национал-социалистической партии?», в которой предложил левостороннюю свастику (по часовой стрелке, как у теософов «Germanennorden») в качестве символа DAR (Deutsche Arbeiterpartei). Он выбрал это направление, поскольку в буддийской интерпретации оно символизирует удачу и здоровье, тогда как правая ориентация (против часовой стрелки) означает упадок и смерть. (Большинство свастик Листа и «Общества Туле» имеют правую ориентацию, это говорит о том, что в volkisch-традиции не было принято устойчивое направление). Гитлер предпочитал ориентированную вправо свастику с прямыми линиями и в ходе обсуждений в комитете DAR убедил Крона изменить проект. Крон же придумал распределение цвета: черная свастика в белом кругу на красном фоне. 20 мая 1920 г. на митинге NSDAR в Старнберге такая свастика, предложенная Кроном и модифицированная Гитлером, впервые появилась публично как флаг нового движения. Таким образом, путь нацистского символа непрерывно прослеживается через эмблемы «Germanennorden», восходя в итоге к Гвидо фон Листу». По мнению Листа, «свастика направленная против движения часовой стрелки символизировала этап космической эволюции нисходящего цикла (движение от единства к множественности), в то время как движение по часовой стрелке свидетельствовали об обратном пути к богу».

Знак свастики очень древний, встречается в удаленных друг от друга странах, в первых протогородах, и считается учеными одним из первых священных символов человечества. Исследователи свастики часто рассматривают только отдельно стоящий символ свастики в отрыве от расположенных символов вместе с ним. Встречаются древние изображения свастики с точками внутри секторов и рядом с другими символами, с чередованием ряда правосторонних и левосторонних свастик, что не могло быть случайным, а несло определенную информацию. Мнение французского традиционалиста Рене Генона об единстве значений правосторонней и левосторонней свастик спорно, и ученые аргументировано выдвигают противоположные гипотезы. Очевиден тот факт, что свастика применялась древними людьми не для декора, поэтому встречающиеся символы правосторонней и левосторонней свастик в одной строке делались сознательно. Пример разного смысла: правосторонняя свастика бона (вращение против часовой стрелки, путь левой руки) – обход святынь против часовой стрелки, левосторонняя свастика буддистов (вращение по часовой стрелке, путь правой руки) – обход святынь по часовой стрелке. Будет ли правильным утверждение об единстве значений правосторонней и левосторонней свастик, если до сих пор, совершая кору – «священный обход» вокруг Кайласа бонцы и буддисты встречаются на тропе лицом к лицу и идут в разные стороны? Правосторонние и левосторонние свастики неизменно ставились в начале и в конце на древних буддийских надписях. На погребальных лентах также присутствует меандр из чередующихся левосторонних и правосторонних свастик. Начало, конец – вновь начало и вновь конец, символизирующие неразрывность жизненного цикла: смерти, рождении, круговорота перерождений. Или, может быть разное направление свастик символизирует «солнцеворот» – переход к свету после зимнего солнцестояния, и переход к темноте после весеннего солнцестояния?

Рене Генон рассматривает свастику как «знак полюса», символ жизни и вращательного движения. «Свастика есть изображение не Мира, но действия Принципа в Мире». Центр Мира отражен во всех древних традициях. Он рассматривается как исходная точка всех вещей, центр, где соединяются все противоположности и разрешаются все противоречия. Центр направляет жизнь и сообщает всему движение. Центр – начало и конец всех вещей. Символ Центра Мира – свастика. Несмотря на множество оригинальных гипотез, совершенно по разному объясняющих значение древнейшего символа «свастика», подлинный его тайный смысл остается до сих пор неизвестным. Распространение имеет определение свастики, как древнего символа солнца и света. Однако встречаются группы рисунков, в которых рядом со свастикой размещается круг с точкой в центре и полумесяц, которые до сих пор используются среди астрономических знаков для обозначения солнца и луны. Для солярной гипотезы свастики факт нахождения рядом с ней общепринятых символов солнца ? и луны ?, которые не вызывают споров среди ученых, труднообъясним: не может же солнце обозначаться двумя совершенно различными знаками! Следует согласиться, что символ земли был во все времена квадратным и по своей геометрии символ свастики более соответствует представлению древних о земле, нежели о солнце. Причем не о простой земле, а о священной чистой земле.

Фундаментальный принцип в тантре – «Колесо времени» вечно вращается по часовой стрелке, по ходу солнца. Ось этого колеса закреплена на вселенской горе Меру. В современных представлениях свастика – знак солнцеворота, т.е. времени года – прибывания или убывания продолжительности светлого дня. Возможно, знак земли – древней полярной прародины ариев, где день и ночь длилась по полгода, или изначального духовного центра.

Добавить комментарий




Top