Кто скрывался за рисунками на советской колоде карт?

Кто скрывался за рисунками на советской колоде карт?
Проверьте, какая колода карт лежит у вас дома в ящике. Вполне возможно, что именно эта! Наверное, каждый из нас видел такую колоду карт («Русский стиль») – во времена СССР эти карты были одними из самых распространенных.

Трефовая дама и ее прототип – княгиня Елизавета Федоровна
Ничего необычного на первый взгляд в них нет – мы настолько привыкли к этим рисункам, что наверняка даже не обращали внимания на одежду карточных героев. Вот в этом-то и странность: прототипами для королей и дам в этой колоде стали не пролетарии и колхозницы, а участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г.

Червовая дама и ее прототип – княгиня Ксения Александровна
В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II и как последний придворный бал императорской России.

Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия, благодаря чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах.

Карты колоды *Русский стиль*, срисованные с участников костюмированного бала

В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи первых Романовых. Этот бал в Зимнем дворце стал самым ярким событиям царствования Николая II. Эскизы 390 костюмов разработал художник Сергей Соломко, в те времена известный автор серий открыток на темы русской старины. Отшивали костюмы лучшие портные Российской империи. Все участники бала были отфоторафированы и это стало причиной создания их образов в игральных картах.
В 1911 г. немецкая фабрика «Дондорф» создала эскизы для памятной колоды карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре.

Прототипы бубнового валета и трефовой дамы

Прототипы червовой дамы и трефового валета
Карты создавали, ориентируясь на фотографии, собранные в «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце». Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью повторяли костюмы участников бала-маскарада. На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.

Карты из колоды *Русский стиль*
В 1911 г. немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали эскизы для карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием «Русский стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых.

После революции мануфактура была закрыта, в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.

Туз из оригинальной колоды и рисунок, воссозданный Юрием Ивановым

Участники последнего костюмированного императорского бала
Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться. Ведь даже карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т. д. Но они не смогли конкурировать с «Русским стилем».
Добавить комментарий




Top