Дорога, как место для колдовства

Дорога, как место для колдовства

Выбрасывание на дорогу различных предметов является способом ритуального удаления опасной и вредоносной субстанции за пределы «своего» пространства и ее уничтожения. Ритуальное уничтожение на дороге обусловлено и ее семантикой как места, где «нечистые» предметы затаптывают, а также разносят, растаскивают ногами, расчленяя вред и опасность на множество частей. При лечении болезней на дорогу выбрасывали ногти и волосы больного, предметы, бывшие с ним в соприкосновении: его полотенце, рубашку, а также предметы, на которые с помощью заговора «переводилась» болезнь: яйцо, монету, полено, камешки от печки. На дороге обмывали больных, туда выливали воду, которой мыли больного или мылись сами в Чистый четверг, чтобы быть здоровыми (в.-слав.).

Чтобы избавиться от бородавок, их обмывали водой, стекающей с морды коня во время водопоя, а воду выливали на дорогу; кровью от бородавок намазывали палку и оставляли ее на дороге. (полес.); завязывали на нитке узлы по числу бородавок и бросали на дорогу. (в.-слав.). Чтобы избавить человека от болей в спине, у него на пояснице рубили старый лапоть и выбрасывали его на дорогу, чтобы проезжающие «развозили и разносили» болезнь.

Согласно этимологической магии, болезни «проходят» так же, как по дороге проходят люди. У сербов на Пасху во время крестного хода женщины, имеющие больных детей, заворачивали их в рядно, которое бросали на дорогу, чтобы участники крестного хода прошли по нему. По представлениям в Вятской губ. колдуны с этой же целью на дорогу под ноги участникам крестного хода бросали пояса тяжело больных людей.

Для избавления от сорняков выдернутые растения бросали на дорогу в колею, чтобы их топтали люди и скотина. Схожим образом избавлялись от клопов и тараканов — их выбрасывали на дорогу завернутыми в тряпку. В брестском Полесье принято было выбрасывать на дорогу мусор после выноса покойника из дома, чтобы таким образом изгнать смерть. В дорожную колею выбрасывали залом, чтобы обезвредить его.

Выбрасывание предметов на дорогу могло быть и актом вредоносной магии , призванной передать другому лицу порчу или болезнь. Оставляя на дороге вещи больного, считали, что болезнь тогда покинет его, когда их поднимет другой человек, на которого и перейдет болезнь. Чтобы испортить свадьбу, подкладывали или закапывали на дороге яйцо, старый веник, стручок с девятью горошинами (в.-слав.), а чтобы обратить новобрачных в волков, колдун втыкал в дорогу нож острием вверх (рус.). Чтобы наслать на кого-либо чирьи, тряпками обтирали чирьи у больного, обмывали тряпки в воде, а воду выливали на дорогу, по которой должен пройти тот, кому предназначалась порча. Колдуны оставляли на дороге палку или посох, на которые предварительно «переводили» нечистую силу, находящуюся у них в услужении. Считалось, что черти перейдут к тому человеку, который поднимет этот посох. В связи с этим существовал запрет поднимать на дороге, особенно на перекрестке, найденные вещи и даже прикасаться к ним. В частности, строго запрещалось поднимать валяющийся на дороге веник.

Поэтому в ряде случаев в Полесье на дорогу запрещалось выливать воду после мытья в Чистый четверг, чтобы болезни не перешли на других людей; выбрасывать костру, что бы не было пожара в селе; выбрасывать сажу, иначе наступившие на нее будут страдать падучей; оставлять там мусор, т. к. у тех, кто на него наступит, будут на ногах чирьи.

Одновременно считалось, что предметы, случайно найденные на дороге, т. е. имевшие контакт со сферой «чужого», обладают лечебной силой и приносят счастье нашедшему их. В Воронежской губ. для излечения от бородавок больной собирал мелкие камешки, идя по дороге, а на перекрестке останавливался, обкладывал ими круг около себя, затем выходил из круга, оставляя камешки, символизирующие бородавки, на перекрестке.

Если путник будет держать в кармане переднюю лапу найденного на дороге крота, его путь будет благополучным. Удачу сулит найденная на дороге подкова или кусок железа. Предметы оставляли на дороге или развешивали вблизи нее с продуцирующим или защитными целями — чтобы передать их положительные свойства охраняемому объекту или от одного объекта другому. Например, воду, настоянную на листьях дерева, на которое сел первый пчелиный рой, выливали на дорогу, чтобы по ней прошел скот, для усиления его молочности и плодовитости. Перед молодыми, возвращающимися из-под венца, сыпали на дорогу. жито, чтобы они жили богато.

Одним из вариантов ритуального уничтожения является перебрасывание через дорогу предметов, от которых необходимо избавиться. В частности, для избавления от клопов и тараканов их перебрасывали через дорогу в коробочке или перевозили в старом лапте (рус., полес.). По этой причине иногда существовал запрет давать взаймы вещи соседям, живущим через дорогу (в.-слав.), тогда как для соседей из домов со своей стороны дороги таких запретов не было.

В Полесье, что бы узнать и обезвредить ведьму, в купальскую ночь и на Юрьев день дорогу, по которой гоняют скот, перегораживали ниткой, перепахивали плугом или боронили, пересыпали семенами, муравьями, выливали на нее от вар из муравьев, считая, что корова ведьмы не сможет перейти через это препятствие. В Ярославской губ. главный пастух при выгоне стада из села на пастбище чертил поперек дороги границу, чтобы преградить путь злым духам.

Переход дороги человеку или скоту практиковался для отнимания здоровья, счастья, плодовитости. Ведьму, в частности можно было узнать по тому, что она по ночам перебегает дорогу с распущенными волосами (полес.). У коров отнимали молоко, переходя им дорогу с пустым ведром, когда стадо первый раз выгоняют на пастбище (полес.). Чтобы испортить молодых, колдуны переходили дорогу свадебному поезду. Поэтому тщательно следили, чтобы никто не перешел дорогу отправляющимся в путь во всех этих и других важных случаях, например отправлявшемуся сеять, иначе семена не взойдут. Переходить дорогу похоронной процессии и обгонять ее нельзя было потому, что перешедший мог умереть или заболеть. Нельзя было переходить дорогу человеку, укушенному гадюкой, или обгонять его.

Дорогу подметали перед молодыми на разных этапах свадьбы, чтобы их не коснулась порча. Связь дороги с потусторонним миром и семантикой пути делают ее местом, где узнается судьба , проявляется удача или неудача, которые реализуются во время случайных встреч с людьми и животными. На дороге зовут и встречают свою Долю (укр.), гадают о судьбе и браке. На святки девушка с первым испеченным блином выходила на дорогу и узнавала имя у первого встречного; выбрасывала со двора на дорогу башмак, наблюдая, в какую сторону носком он упадет; выносила из избы на дорогу мусор, вставала на него и по доносящимся звукам определяла свою судьбу (в.-слав.).

Накануне Ивана Купалы девушки находили на дороге подорожник и обращались к нему со словами: «Подорожник, подорожник, ты сидишь на дороге, видишь старого и малого, скажи милого моего». После этого растение срывали ртом и на ночь клали под подушку (полес.).

Встреча на дороге с различными людьми и животными служила добрым или злым предзнаменованием: удачу сулила встреча с коровой, с человеком, несущим полные ведра; неудачу — встреча со священником, беременной и недавно родившей женщиной, похоронной процессией, человеком с пустыми ведрами, зайцем, змеей, сорокой, вороной и пр.

В свадебном , крестильном и похоронном обрядах имел значение выбор дороги, по которой следовало ехать в церковь или на кладбище и обратно, т. к. локус, по которому происходило движение, соотносился с жизненным путем молодых или ребенка в одном случае и путем покойника в загробный мир в другом. Похоронная процессия должна двигаться на кладбище кружной дорогой и без остановок, чтобы покойник не возвращался домой. Утопленника запрещалось нести домой по дороге, а можно было только окраиной села, глухими улочками, иначе будет засуха.

По дороге запрещалось везти ведьму на кладбище, а предписывалось двигаться в обход, задворками (полес.). После похорон возвращались в село другой дорогой, чтобы покойник не пришел назад. Другой дорогой возвращался домой больной, ходивший скидывать болезнь на перекресток.

Существовали определенные запреты и обереги на дорогу. Запрещалось строить дом на том месте, где была дорога, т. к. в таком доме будет неспокойно жить (в.-слав.). На дороге, как и на меже, нельзя спать, чтобы не быть задавленным проезжающей свадьбой черта или др. нечистой силой, сидеть, громко петь или кричать, справлять естественные надобности, т. к. считалось, что это делают «лешему на стол». Видя человека, справляющего нужду на дороге, следовало сказать: «Чирий тебе в ...» (с.-рус.). Нельзя спать и на месте, где раньше была дорога, иначе человека может «подвеять» (з.-укр.). На дороге нельзя разводить костер, хотя иногда практиковалось разведение на дорогах ритуальных костров для уничтожения «заломов» или подкинутых вещей с порчей.

Будучи общим местом для людей и нечистой силы, дорога символически разделялась на две половины: правую — для людей и левую — для потусторонних существ и зверей. Поэтому при встрече с волком переходили на правую сторону, считая, что волк перейдет на левую; при встрече на дороге с упырем следует сказать: «На половину дороги» (зап. Галиция), а при встрече с ведьмой произносят: «Я иду своей дорогой, а ты ступай своей».

Добавить комментарий




Top