Крот — хтоническое животное, занимающее пограничное положение между зверями и «гадами»

Крот — хтоническое животное, занимающее пограничное положение между зверями и «гадами»

Крот — хтоническое животное, занимающее пограничное положение между зверями и "гадами", близкое по ряду свойств к ласке и мыши. Хтоническая символика крота проявляется в мотивах слепоты и неприятия солнечного света, в приметах, предвещающих смерть, в символическом соотнесении кротовины (кучки вырытой земли) с могилой и др.
Отдельные свойства сближают крота с "гадами": мышью, змеей, черепахой и др. Крота иногда и описывают как мышь в земле (з.укр.). Некоторые названия крота сходны с названиями мыши, а также крысы, суслика (ю.з.бел. поух "крот" из ріlхъ, к которому в различных слав, диалектах восходят наименования мыши, крысы, суслика) и хомяка (чернигов., сум. хомяк "крот"). Ряд названий крота связан с собакой: серб, земско куче, укр. щенюк, рус. Воронеж, щеня. В Болгарии и Македонии крота называют "слепой собакой" — болг. сляпо куче.
Слепота крота отражена в его ю.рус. названиях слепец, слепой, слепух, слепушок, слепушонок и в выражениях: рус. "И крот в своем углу зорок" (Даль). По поверью, Бог ослепил крота за то, что он копал землю на Благовещение (рус.). Согласно легендам. Бог пообещал дать кроту глаза, когда он выроет столько бугров, сколько звезд на небе, — поэтому кроты роют землю (рус.); Бог услал крота в нору в наказание за то, что тот первым из всех тварей стал портить райские насаждения, и определил, что глаза его будут уменьшаться, так что к моменту светопреставления кроты станут совершенно без глаз (бел. витеб.).Крот избегает солнечного света. Ср. болг. загадку о кроте: "Черненькое, маленькое, под землей ходит и улицы делает, а на поверхности земли — холмы. Как солнце увидит, умирает". По болг. поверьям, крот вылезает из норы лишь раз в неделю: в субботу до восхода солнца.В з.укр. (верховин.) легенде человек обращен Богом в крота за то, что пахал на Пасху. В болг. легенде отец проклял сыновей за ссору из-за земли, которой отец наделил поровну каждого. Сыновья превратились в кротов, и теперь у каждого из кротов по 40 кротовин, а им все тесно. Ср. болг. поверье, что каждый крот выкапывает по 40 кротовин. Согласно с.х. легенде, крестьянин, желая хитростью присвоить себе чужое поле, закопал на нем своего сына и в присутствии судьи, пришедшего рассудить спор, обратился к земле, чтобы она сама сказала, чья она. "Твоя, твоя", — послышался из земли голос сына. Когда отец принялся откапывать сына, оказалось, что он ушел глубоко в землю, превратившись в крота. Мотив превращения в крота присутствует в макед., болг., карпато-укр. вариантах этой легенды. Человеческим происхождением крота объясняется отмечаемое в некоторых регионах сходство передних лап крота с рукой человекаКак и другие хтонические животные, главным образом "гады", крот фигурирует в обрядах вызывания дождя. Так, "если повесить на кол живого крота головою вниз, то он не успеет еще замереть, как пойдет дождь" (витеб.).Функция домашнего покровителя, свойственная многим хтоническим животным, у крот проявляется главным образом по отношению к скоту. В Белоруссии и в Польше живого или убитого крота вешают в конюшне, чтобы у коней была лучше шерсть (слуу.), чтобы они были сильными и тучными (тарнобжег.) и лучше плодились (краков.). Считается, что и коровы тучнеют, если под хлевом гнездятся кроты или если туда специально запустить живого крота. В ю.в. Малопольше накануне дня св. Войцеха (23. IV) ловят живого крота и впускают его в хлев, чтобы скот хорошо велся в течение года, был упитанным и не болел. Поляки дают съесть отелившейся корове высушенные внутренности крота, чтобы она давала много молока. Словенцы, выгоняя на Юрьев день коров на пастбище, бросают им вслед землю из кротовин со словами: "Будьте тучными, как кроты!".Магические способы изгнания и изведения кротов и обереги от них, включая различные запреты, ставят кротов в один ряд с мышами и другими вредителями полей и огородов. Болгары Пловдив. окр., увидев крота, произносят слова: "Диндиримид, диндиримид", отчего крот сразу же скрывается в норе или втыкают в норку крота веретено и кладут щепку и шерсть, чтобы он занялся прядением и не рыл гряд в огороде.
Против кротов сеют в огороде немного бобов (серб.), устрашают их стрельбой из ружей на масленицу или на Благовещение (болг. пловдив.), в рождественскую и новогоднюю ночь (луж.), в Юрьев день в огороде закапывают в землю крота пальцами вверх (з.болг.), бросают в кротовую норку лапу зайца, т. к. крот не терпит его запаха (макед.), кладут на крото, вину конский череп (рус.) и т. д. В Страстной четверг хозяин трижды "объезжает" на кочерге вокруг огорода, избы и поля, приговаривая: "Крот, крот, не ходи в мой огород, в день Чистого четверга тебе в ... кочерга" (твер.). Часто используют предметы, освященные на Пасху (болг., морав., з.укр.), бросают в огород череп рождественского поросенка или втыкают в кротовины свиные кости (с.болг., серб.).В болг. и серб, традиции некоторым святым приписывается роль хозяина кротов. В зап. Болгарии это св. Трифон. В Трифонов день (1/14.II) хозяйки ровняют землю во дворах и огородах и втыкают от кротов в землю горящие головешки и угли из домашнего очага. Весь день женщины не прядут, иначе "крот будет рыть землю, как вертится веретено". В вост. Сербии рано утром закапывают в садах и огородах угли, щепки и пепел от "бадняка". В центр, рнах зап. Болгарии магические действия против кротов приурочены к зимнему Тодорову дню (субботе после Сыропустной недели). Рано утром до восхода солнца женщины разбрасывают в огороде кукурузные зерна, чтобы умилостивить кротов. В Кюстендильском крае они вскапывают землю и бросают горсть земли в огород соседям, чтобы кроты перешли к ним. Во время традиционных конных состязаний мужчины пускают коня вскачь по засеянному полю, т. к. считается, что "куда ступит нога коня, там крот не роет". В Софийском окр. женщины, выходя из церкви после праздничной службы, разбрасывают по церковному двору вареную кукурузу со словами: "Вот это кроту, чтобы рыл тут, а не в садах и огородах!" У сербов определенное влияние на кротов имеет св. Еремия. В посвященный ему праздник (1/14.V) хозяйки обходят вокруг своего дома и двора и стуком в жестянки прогоняют кротов, мышей и муравьев.В качестве оберега от кротов соблюдают различные запреты: не прядут от Рождества до Крещения (укр. галиц.) и в день Обращения в веру св. Павла (пол.), не едят хлеба в саду (болг.), не трогают одежду в сундуках (укр. замойск.), не кладут на стол шапку (морав., пол.), не спят с женой в воскресенье (подляс.).Крот, его части тела и вырытая им земля обладают усмирительннми, нейтрализующими свойствами. Кротовину бросают через рой пчел, чтобы он сел на землю, через горящий дом, чтобы усмирить пожар (малопол. тарнов.), перед первым весенним выгоном скота посыпают рога животных землей из кротовины, чтобы скотина не была бодлива (пол. з.бескид.). В Польше девушка дает съесть парню вареное сердце крота, чтобы он полюбил её. Усмиряющие свойства крота находят применение в народной медицине. С помощью лапы, сердца или зуба крота заговаривают раны и опухоли (болг.), кротовой лапой, отрезанной серебряной монетой у живого крота, трут нарывы (кюстендил.). У болгар и сербов опухоли желез и нарывы лечат с помощью крота (лапы или других частей тела) или земли из кротовины. У кашубов перед восходом солнца хватают показавшегося из норы крота так, чтобы он перескочил через руку, и идут к больному рожей заговаривать болезнь. С помощью крота, живьем разрываемого над животом больного, унимают желудочную боль, вымазывая живот кротовой кровью, а самого крота прикладывая к пупку (бел.).В качестве оберега невесте перед отправлением к венцу кладут в башмак или в карман крота (земляного медведя) (с.рус. вологод.), землю, вырытую кротом, зашивают маленькому ребенку в шапку от сглаза (ю.з.болг.). В Польше иногда закапывают под порогом дома мертвого крота, чтобы обеспечить дому счастье и благополучие. Польский травник конца XVII в. рекомендует носить при себе сердце крота вместе с чистотелом, чтобы побеждать в спорах и иметь удачу во всех делах. У юж. славян лапу крота (обычно правую) носят как амулет, зашивают ребенку в шапку, пришивают к шапке, к одежде или вешают на шею от сглаза (болг., макед., серб., босн. герц.), а девушки вплетают ее себе в волосы (болг.).Со способностью крота "вгрызаться" в землю связано насылание грыжи — способ наведения порчи: с живого крота целиком снимают кожу, наполняют ее землей, где только что помочился человек, и носят такой мешок у себя на шее — тогда у человека, который помочился, немедленно образуется грыжа, которая не спадет до тех пор, пока злоумышленник будет носить мешок (бел. витеб.).С рытьем кротом нор повсеместно связаны различные приметы. Когда на по верхности земли появится много кротовин, это значит, что скоро начнется мор и придется копать много свежих могил (малопол., босн.герцеговин,). Появление крота внутри или вблизи человеческого жилья предвещает смерть кого-либо из домашних. Таким же предвестием служит крот, живущий в хате (пол.), прорывший нору в доме (босн.герцеговин.) и др. Если крот роет землю в направлении от дома, из-под дома наружу, то в доме кто-нибудь умрет (укр., морав., словац., пол.); если же он роет в сторону дома, то следует ожидать прибавления: родится ребенок или приедет гость (чеш., морав., словац., пол.). Если крот роет на дороге, то по ней вскоре повезут покойника (чеш.).
Гура А.В.

Добавить комментарий




Top