Обрядовое «огнепочитание» и «водопоклонение»

Обрядовое «огнепочитание» и «водопоклонение»

"Огню и Воде отдавали почести как живым Божествам, способным делать чистым всё, к чему они прикасаются. По древним народным понятиям: «Огонь чистит, а Вода моет», поэтому к живой помощи этих Сил люди прибегали в случае заразных «моровых поветрий».

Русская Традиция предписывала в подобных тяжелых обстоятельствах - соблюдения особенной чистоты тела и жилища, что достигалось через тщательное мытье «живой» родничной Водой. Воздух же очищали разведением костров из особенного «живого» Огня, в которых сжигали пучки полыни и вереска для обеззараживания домов и дворов терпким очистительным дымом. Между двух больших костров, из добытого трением «живого Огня», прогоняли во время «морового скотского падежа» конские табуны и стада крупного рогатого скота, чтобы таким образом очистить домашних животных от заразы. «Чистый Огонь» для такого действа вытирали при помощи особого устройства-станка трением «дерева о дерево». Такую же важную очистительную службу исполняли Огонь и Вода во многих годовых Обрядах и Праздниках. Водой «целящей и живящей» омывались на Русальных неделях в конце весны, «немую Воду» для гадания брали ночью из-под звёзд в зимние Святки. Во время буйного разгула летних Купальских игрищ, устраивали «скочище огняное», прыгая через «чистый» Огонь Купальского Костра; катали в реку с крутого пригорка «огнеколёску» - жаркое «Ярилино Коло». А в каждом дому, Огню тепловому, стряпенному и работному, оказывали всяческое почтение в родственном семейном кругу.

Обрядовое «огнепочитание» и «водопоклонение» было в коренном обычае у великороссов и у других славянских народов. Поэтому моленные Места нередко устраивались на берегах больших рек, над чистой речной струей или же на отдельном крутом взгорье, с обязательным «Ключом-студеницей» в низине под ним. Такое расположение всегда позволяло в благопотребный момент набрать «живых Вод» на Требу в обряде. «Огнище» - место раскладки священного костра часто выбирали на ближайших к реке возвышенностях, чтобы ночью Огонь-Пламень отражался в текучих темных водах. Как про это говорится в старинных сказах: «У чистой у реченьки, на крутой на горушке, посередь дубравушки - пораскладен Огничек...!» Без Огня и Воды не обходилось ни одно значимое обрядовое Действо. Даже само совместное бытие (событие) на общем Обряде называли в народе «Стоянием перед Водой и Огнем». Обряды, специально посвященные Животворящим природным Силам, назывались - «Радениями об Огнях и Водах». .."

Отрывок из книги "Знахарство на Руси" А.Потапов, И.Ильиных, 2017

Добавить комментарий




Top