Нож - оберег от нечистой силы

Оберег от нечистой силы

Мы до того привыкли к ножу, что пользуясь им каждый день, не за­думываемся каким предметом владеем. Он как воздух, которым дышим, замечаем только когда он отсутствует. Нож самый первый предмет, который изобрёл человек много тысяч лет тому назад. Само слово нож известно всем от младенца до старца, но как появилось оно знают немногие. Наши предки использовали в бою длинные мечи, сабли, копья когда дело доходило до боя, рукопашного в ход шли короткие, крепившиеся к ноге ножные мечи. Со временем слово меч отпало, а нож ной сократили до короткого– нож. Этим словом до сих пор мы и обозначаем этот древнейший пред мет. Как видим, у этого предмета большая, можно даже сказать великая история, а историю надо изучать, знать, хранить! Где история, там традиции и обряды. А обрядов связанных с ножом, множество и это логично. Одних названий самого ножа более тридцати!

Берестянник, дежник, карначик, квашенник, кинжал, кладенец, клепик, кляп, колодей, колотик, косарь, косичка, косник, косорь, косторезка, косяк, котач, кшенник, лопатка, мисарь, мусат, нож – бабий, нож-копейковый, нож - мужичий, нож-поварской, нож-тяпальньй, носатик, секреток, резак, чапель, чепелышка - 31 и это ещё не всё!

Нож использовали как во время приготовления пищи (резка хлеба, овощей, мяса и т.д.), так и для различных хозяйственных нужд: для щипания лучины, резки веников, в гончарном и сапожном ремесле, при изготовлении деревянных изделий...

Применение ножа за обеденным столом требовало соблюдения определённых правил. Нож для разрезания хлеба за обедом, в кругу семьи подавался только хозяину, когда все уже находились за столом; хозяин брал буханку хлеба и чертил над ней ножом крест, и лишь после этого разрезал ее и раздавал членам семьи. Нож должен лежать лезвием к хлебу. Не разрешалось есть с ножа, чтобы не сделаться злым (здесь выражается связь с убийствами и кровопролитием, -режиссеры этот прием широко используют в кино). Нельзя было оставлять нож на ночь на столе, - мог зарезать лукавый. Не следовало подавать кому-либо нож острием, - с этим человеком произойдёт ссора. Есть и другое объяснение, но это позже.

Нож служил оберегом от нечистой силы, поэтому чужаку его не давали, особенно если знали, что человек плохой, т.к. нож наберёт его энергетику (вспомните о японцах и их трепетному отношению к своим мечам). Нож широко использовали в обрядах, во время приворотов, в народной медицине и т.д. В родильной обрядности нож помещали под подушку роженицы, вместе с благовонными травами и тремя сплетёнными восковыми свечами, для зашиты от нечистой силы.

При появлении младенца, отец выковывал нож сам, либо заказывал кузнецу и этот нож сопровождал мальчика, юношу, мужчину всю жизнь. Не трудно понять как хорошо им владели (представьте, Вам подарили в детстве автомат Калашникова и разрешили стрелять в тире, постоянно обучали приёмам стрельбы - только дебил не выучился бы хорошо стрелять!

Когда вносили ребёнка в дом, после крещения, нож наравне с углём, топором и ключами клали на порог дома, через который должны были переступить (наступить) крёстные родители вместе с ребенком, часто и самого ребенка прикладывали к предметам, лежащим на пороге. Нож вместе с другими острым и твёрдыми предметами: ножницами, ключами, стрелами, камешками, зубами животных, складывали в колыбель ребёнка сразу после его рождения, что должно было восполнить «недостаточную твёрдость ребёнка» и не убирали до появления у него первых зубов.

Если ребенок долго не начинал ходить, к его голове привязывалась «куделя». Мать без веретена пряла длинную и толстую нитку, делала из неё «пута», которыми опутывала ноги стоящего ребёнка, брала нож и разрезала «пута» между стоп по полу. Обряд так и назывался: «разрезание пут» и должен был помочь ребёнку быстро научиться ходить. При первой стрижке волос у ребёнка, его сажали на стол, обычно на кожух, под которым помещали веретено или гребёнку для девочки, топор или нож для мальчика.

В мужских объединениях, партиях, артелях каждый был обязан носить с собой нож или кинжал, изготовляемый специально для боевого применения и более нигде не применяемый. Применение и ношение ножа строго регламентировалось.

Известны три способа ношения:

1- на поясе,

2- в голенище сапога,

3- в кармане на груди.

Нас интересует положение «на поясе», т.к. считают его более древним .Во время обряда нож зачастую демонстрировали, вывешивая на поясе, в то время как в будни его носили скрытно. Вывешивание ножа; (кинжала) на поясе было весьма функционально в военное время.

Повсеместно в Тверской области подчёркивают связь боевого ножа с понятием мужского достоинства, чести, мужеств. Запрет на ношение ножа воспринимался как оскорбление мужского достоинства.

Атрибутом мужского начала нож (кинжал) предстаёт в малых фольклорных жанрах, причем образ конкретизируется сопоставлением с мужским органом: «Что у казака повыше колена, пониже пупка?» Ответ: «кинжал». По всей видимости, архаичному сознанию близка ассоциация поясного ножа - кинжала и мужского начала.

Весьма яркой иллюстрацией этого предположения являются скифские идолы 6-5 века до н.э.

У них у всех, при общей скупости обработки и минимальном наличии атрибутов (шейная гривна, рог-ритон), необычайно тщательно изображён нож (кинжал), расположенный на месте мужского детородного органа, как бы заменяя его качественно белее высоким образом мужского воинского начала, у некоторых из них не изображены даже черты лица, но нож обязателен, ибо он характеризует качество субъекта.

Весьма характерным обрядовым вызовом на бой, было втыкание ножа в землю (если обряд на улице и в матицу - если в избе). Было так: один из бойцов исполнял боевой танец под обрядовый наигрыш «на задор» с характерными припевками, приближался к тому, кого он желал видеть своим соперником и втыкал перед ним в землю свой нож, после чего тот выходил на обрядовый пляс, перерастающий в обрядовый бой.

Какое толкование предлагается этого ритуального действа? Со всей очевидностью встаёт перед нами оппозиция мужского и женского начала. Давно сложилось единодушное мнение учёных об обожествлении земли славянскими народами: мать - сыра земля, родная земля, родина, мать - земля русская.

Женское - рождающее - начало земли воспринимается не столько в сексуальном плане, сколько в эпическом, глобальном, космическом, всеобщерождаюем.

Точно таким же - эпическим - мужским началом традиционно наделялся поясной нож (кинжал).

Обрядовое соитие этих двух эпических начал - это не ассоциация с половым актом или обрядом плодородия, мистерия переводит все обряды обычного плана в мир тонкий, возвышая оценочную характеристику любого действия, преломляя его в мир волшебный.

Поэтому сам боец, втыкающий нож, участвует в акте мистического соития начал лишь номинально, постольку - поскольку - это акт соития небесного мужского духа и земного - женского. «Небо - отец, земля - мать, а ты - трава, позволь себя рвать»

В результате этого соития, видим, должен родиться (преобразиться) сам боец или его соперник. Он входит в родство с Небесным Отцом и Земной Матерью и получает от них силу и поддержку для подвигов. Не случайно, попав в беду, богатыри просят у матушки сырой земли помощи и силы сразу «вдвое прибывает». Стоящий нож также сравнивают с эрегированным членом, т.к. в народной медицине эрекция является признаком выздоровления, мужской силы. Отсутствие - умиранием, утрачивание яри - жизненной энергии. Способность воткнуть нож и сохранить в воткнутом состоянии - значит сохранить статус волшебного воина, обеспечить право доступа к силе, исходящей от Земли - Матери и от Отца-Неба. (Обратите внимание на центр круга: обычай в общинах, артелях, у казаков, при обсуждении вопросов садились, образовывая крут, в центр которого втыкался нож: думаю сейчас понятно для чего?)

Наряду с отождествлением оружия со своим владельцем, традиция одухотворяет оружие и наделяет его, как бы собственной волей отстраненной от воли хозяина. Всем памятны с детства образы меча-саморуба, дубинки-самобоя, - чудесных помощников сказочных героев, которые по одному желанию хозяина начинают уничтожать врага и сами возвращаются, сделав дело. Постоянно подчеркивается отношение к оружию как к боевому товарищу: «Верный дружок - за сапожный ножок».

Оружие в традиционной культуре русских одушевлялось и наделялось многими чертами и атрибутами человека-воина, причем воина абсолютного, существующего только в волшебном запредельном мире чудесного подвига и ведущего себя неадекватно в мире обычном. В свете этих представлений особым космическим смыслом звучит заповедь отношения к ножу - кинжалу; «без нужды не вынимай, без славы -не вкладывай!». Ибо нож -кинжал - атрибут сокральный, который нельзя попросту использовать всуе, т.к. это приведёт к растрачиванию силы!

Поучительный пример. Смотрел я передачу про г.Ворсма. Выпускаются ножи более 200 лет!!! Почти каждый мужчина носит с собой нож. Бывали стычки, драки, стенка на стенку, но (!!!) сторожилы не помнят ни одного случая, когда бы применялся нож, вроде парадокс, но всё правильно - культура обращения с этим предметом на высоте, т.к. с детства с ним знакомы. И обратный пример: часто сам наблюдал и до сих пор наблюдаю, как попадает нож к человеку, воспитанному не в традиции, и он начинает сразу им размахивать. При этом делая страшные рожи так, что с ним действительно небезопасно находиться рядом.

В свадебной обрядности, как оберег от нечистой силы, нож клали в карман жениху, а невесте давали ножницы. В утро свадьбы брат невесты вооружённый ножом или палкой, или плетью, или скалкой, или поленом, продавал дружке или самому жениху косу невесты. Во время пира в доме жениха, его заставляли "потыцать нож" - поцеловаться с невестой.

В похоронно-поминалыюй обрядности после выноса покойника, на лавку клали большой нож или топор, кочергу, реже - ухват. Использование в данном случае железных предметов, вызвано стремлением защититься от смерти. Когда священник приходил исповедать тяжелобольного, нож оставляли на столе, чтобы "явившаяся за душою смерть (нечистая сила) устрашилась и отступила от своей жертвы".

В календарной обрядности нож использовали во время святочных и иных гаданий, очерчиваясь им от нечистой силы, чаще всего от "немытика" (чёрта), В гадании, очертясь таким образом, в амбаре, девушки спрашивали у туши поросёнка о своём суженом. В Новый год крестьяне гадали о будущем урожае: взяв с собой нож и парус, приходили на гумно, где очерчивали себя ножом, втыкали его рядом в землю и покрывались парусом. Если во время гадания слышался шум бросаемых снопов и стук молотящих цепов, считалось, что будет богатый урожай. Тишина говорила об обратном.

Парус символизировал облачный покров, нож-молнию. Находясь в очередном круге, под покровом паруса, гадальщики были в безопасности. Вышедшему из круга грозила смерть от ножа, т.е. от удара молнии.

Нож был обязательным атрибутом обряда первого выгона скота в поле, в Егорьев день, 23 апреля (6 мая). В этот день пастух прогонял скот между ножом, топором, ушной серой каждого животного, закатанной в воск, замком, ключами, землёй с муравейника, стоящего на перекрёстке дорог. Затем нож и остальные предметы закапывались в землю на пастбище и оставались там до конца летнего выпаса скота, оберегая от нечистой силы и болезней.

Очертиться ножом и накрыться скатертью нужно было в лесу и при добывании цветка папоротника, в ночь на Ивана-Купала. Когда цветок распускался, следовало сорвать его и под скатертью дойти до дома, где тем же ножом, которым очерчивался круг, разрезать палец или ладонь и в рану вложить цветок, чтобы "всё тайное и скрытое стало ведомым и доступным человеку".

Не разрешалось брать в руки нож, так же как и другие острые предметы, в день Иоанна-крестителя 29 августа (11 сентября), т.к. это напоминало "тот меч, которым отсекли голову Иоанну-крестителю", поэтому хозяйки нарезали хлеб и другие продукты накануне.

В народной медицине применялся нож при лечении различных болезней, заговорами и приговорами. Лечение испуга на русском Севере проходило так: больного ставили на порог и обходили его по солнцу несколько раз, держа в руках нож и топор, после чего эти предметы вонзались в порог со словами: "Что секёшь? - Испуг секу, топором зарубаю, ножом -засекаю боль и испуг, унимаю. Аминь". При колотье знахарь обводил больное место бруском и крестил его столовым ножом со словами приговора, после этого обмывал нож водой, которой поил больного и обмывал больное место.

Добавить комментарий




Top