Жители Волыни на старых фотографиях XIX века

Жители Волыни на старых фотографиях XIX века

Холмщина (Холмская Русь или Забужская Русь) — историческая область XIII — начала XX веков на левобережье Западного Буга с центром городом Холм (ныне Хелм). Часть Червонной Руси. Так называемые червенские города Владимир Святославич присоединил к Киевской Руси в 981 году. В 1018 году их завоевал Болеслав I Храбрый, с 1031 года их вернул в состав Древнерусского государства Ярослав Мудрый, где они стали частью Волынского и Галицко-Волынского княжества. В состав этого княжества вошла большая часть Холмщины.

Делилась на южную часть - собственно Холмщину с центром в городе Холм (Хелм), и северную – Подляшье (Подляское воеводство, юго-восточная часть Мазовецкого воеводства и северо-восточная часть Люблинского воеводства современной Польши). Эти земли изначально входили в состав Киевской Руси, а затем Волынского и Галицко-Волынского княжества. После смерти Даниила Галицкого в 1264 г. Забужская Русь была поделена между его сыновьями, затем внуками. В XIV веке эти земли перешли к Польскому королевству и Великому княжеству Литовскому. Холм стал центром Холмской земли в составе Русского воеводства. Литовская часть Холмской или Забужской Руси стало называться «Подляшьем», а в начале XVI в. было образовано Подлясское воеводство, закрепившее данное название.

После первого раздела Польши (1772) северная часть Холмщины осталась за Польшей, а южная отошла к Австрии. По третьему разделу в 1795 г. к Российской империи отошли небольшая часть Xолмщины от р. Буга до литовской границы, а остальная ее часть отошла к Австрии. По Венскому договору 1815 г. вся Холмщина и Подляшье вошли в состав Российской империи. Христианство на Холмщину пришло гораздо раньше, чем на остальные русские земли и непосредственно от славянских просветителей Кирилла и Мефодия, проповедовавших в пограничной Великой Моравии. При Киевском князе Владимире Святом прошла вторая волна крещения. Да собственно и в Польше изначально было православие, которое распространилось из Великой Моравии. В 966 году польский князь Мешко I принимает христианство восточного греко-славянского обряда, затем последовало крещение народа. Но после женитьбы Мешко I на княгине Дубравке в Польше усилилось латинское влияние, и потом Польша окончательно стала католической страной. 11 мая 1875 года было провозглашено воссоединение холмских униатов с православной церковью.

Премьер-министр П. А. Столыпин поддержал проект создания отдельной Холмской губернии. Впрочем, это еще не означало немедленного создания новой административной единицы. Не забудем, что Российская империя с 1906 года была парламентской монархией с законодательной Государственной Думой. В стенах российского парламента и закипела ожесточенная борьба по «холмскому вопросу». Законопроект о выделении Холмщины рассматривался в общем собрании III Государственной Думы на 5-й сессии 25 ноября 1911 года. В прениях выступили более сотни депутатов, причем порой выступали и по несколько раз. Докладчиком по законопроекту был Д. Н. Чихачев, (член фракции русских националистов), который провел огромную работу по отысканию и систематизации обширного справочного материала. Его письменный доклад составил том в 426 страниц. Изложив в своем выступлении в общем собрании Думы историю религиозных и национальных отношений в Холмском крае, Д. Н. Чихачев призвал к отделению этнографического принципа от вероисповедного: «Этнографический состав населения, в данном крае, как и на всем протяжении Западной России, не совпадает с признаком религиозным...

Стремление, направленное к тому, чтобы отождествить понятие католик и поляк, с одной стороны, и русский и православный, с другой, это стремление общее для всего Западнорусского края. Несомненно, одним фактом перехода из православия в католичество русская народность никоим образом утрачиваться не может, утрата национального облика может быть делом только нескольких поколений благодаря взаимодействию целого ряда факторов, именно в первую очередь польского костела, затем польских помещичьих усадеб в данном крае и, наконец, польских тайных школ. Только при взаимодействии всех этих факторов на протяжении многих десятков лет можно достигнуть определенных результатов в смысле ополячения». Исходя из оценки населения, говорящего на малорусском наречии, в 450 000 душ, Д. Н. Чихачев подчеркнул, что русская народность является численно преобладающей в этом крае, и вся история и этнография края приводят к заключению, что Холмщина вместе с Галицией составляют одно целое со всей Западной Россией. Разумеется, резко против выступили польские депутаты Думы. С ними солидаризировались также многие депутаты от национальных меньшинств. Польский депутат И. М. Наконечный заявил, что польские паны не только никогда не угнетали холмских крестьян, но, наоборот, помогали им. Если же и был такой гнет, то он ничто по сравнению с тем, что творилось в глубине Русского государства.

Закон об отделении Холмской губернии был все же принят и вступил в силу 23 июня 1912 года. Официальное открытие Холмской губернии состоялось 8 сентября 1913 года. Холмскую губернию создали по этнографическому принципу из заселенных малорусами частей Люблинской и Седлецкой губернии. По национальному составу население губернии выглядело так: малороссы - 52,6%, поляки - 24,4%, евреи - 15,3%, немцы - 4%. На самом деле этнический состав населения был более запутанным. Многие католики из числа латинников, говоривших в быту на малорусском диалекте, отметились как поляки, некоторые жители Холмщины, включая евреев, имевшие образование, называли себя русскими или поляками. Напомним, что главным критерием для отнесения в ходе дореволюционных переписей к отдельной национальности, лежал языковой принцип. Но на Холмщине практически все жители были двух и даже трехъязычными. Почти все холмщаки знали и польский язык, и местный вариант малороссийского наречия, и, правда в меньшей степени, литературный русский язык. Евреи в основном говорили на идиш, но также почти все могли объясняться и с поляками, и с малороссами. Немного более точные сведения сообщали данные о вероисповедании жителей новой губернии. Католиков насчитывалось 311 тысяч человек, православных - 305 тысяч, иудеев - 115 тысяч, протестантов - 28 тысяч.

На 1 января 1914 г. в Холмско-Подляшской Руси русские (русины, полешуки, малороссы и белорусы) составляли более половины населения. Во время Первой мировой войны в 1915 году Холмщина была занята немецкими и австро-венгрескими войсками. При этом примерно до 2/3 русского населения было в течение июня-июля 1915 г. принудительно эвакуировано вглубь Российской империи. Австро-венгерские оккупанты также проводили эвакуацию украинского населения из прифронтовой зоны и с территории Холмщины ими было вывезено вглубь Польши до 80 тыс. украинцев. С 1919 года Холмщина и Подляшье вошли в составе Польши.

Выселение русинов, малороссов и белорусов в ходе первой мировой войны, полонизация части украинских католиков, а также активная польская колонизация привели к 40-м годам XX века к значительному преобладанию польского населения на территории Забужской Руси.

Во время Второй мировой войны украинско-польское противостояние, сопровождавшееся массовыми убийствами мирного населения в 1943-44 годах затронуло и Холмщину во время «Волынской резни» (Cм. Волынская резня, Резня в Сахрыни). По соглашению с Польской Народной Республикой (1944) большинство украинского населения Холмщины переселилось в УССР. Почти всех украинцев, оставшихся в Польше после переселения (более 150 тысяч), польская власть депортировала в 1947 на северо-западные земли Польши в рамках операции «Висла».

Что касается северной части Забужской Руси - Подляшья, то в сентябре 1939 года в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа часть этой территории была передана СССР, и стала Белостокской областью Белорусской ССР. 20 сентября 1944 года Подляшье было передано Польше, которая, в рамках обмена населением с СССР, начала проводить политику насильственного выселения оттуда белорусов и украинцев. Таким образом с 1914 по 1947 год, всего за 33 года Русский мир навсегда потерял свою древнюю и самую западную историческую область Холмско-Полляшскую или Забужская Русь. Можно сказать в наше время исчез народ, который в тяжелейших условиях иноземного гнета тысячу лет хранил русскую традицию.

Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни Историко-этнографические типы Волыни

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.



Top