Троица - Ярило Мокрый и Троян (Трибоговдень)

Троица - Ярило Мокрый  и Троян (Трибоговдень)

Ярило Мокрый и Троян (Трибоговдень) — праздник конца весны и начала лета, отмечаемый 3 кресеня/июня, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем. О сию пору родноверы прославляют Сварожий Триглав — Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших Свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье.

«Православные» христиане отмечали о сию пору Троицу и Духов день (Пятидесятницу). Осию пору издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей» — то есть неестественной смертью).

В ночь на Троицу девицы и женщины «опахивали» деревню,дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба —из-под земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух — будет на дворе, как на печке».Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной. В Украине перед праздником (духовой, зеленой субботы) украшали жилища зельем. Ветвями клена, липы заквитчувалы (клечалы) дом - над окнами, дверями, хозяйственными постройками, втыкивали в землю ветки на посевах ржи. Во дворе, у ворот ставили принесенную из леса небольшую березу или осину. Пол дома притрушивали душистым зельем: аиром (явгир, татарка - местные названия), любистком - на окнах ставили букеты из чебреца, васильков, мяты. Зеленые святки - праздник расцветшего дерева, буйной зелени. По представлениям славянина - язычника, зеленая сила леса, дух дерева помогали человеку укрепить здоровье, уберечь усадьбу от беды, способствовали урожаю. Именно как обереги клечання ставилась у входа (на дверях, окнах, воротах). Осина должна была отпугивать ведьм. Кроме этого, срубленную осыку вносили в субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставалось зеленым, хотя и увядшими за ночь, - все в семье доживут до следующей Троицкой субботы, если же листья почернеет, то будет в доме покойник.

Троицкое зелья не выбрасывали, а сушили и в отварах из него мыли волосы, чтобы не болела голова, парили больные ноги, клали под голову покойнику - «чтобы ему и на том свете пахло». Сухой аир отгонял мышей, а в гнезде наседки - помогал выводиться цыплятам. Особенно ценили зелье, освященное в церкви.

День Святой Троицы

В первый день Троицы в Украине(Ровенщина, Волынь) и сейчас можно встретить наиболее архаичный по происхождению обряд вождения Куста. Молодую девушку убирают в зелень, украшают лентами и с песнями водят деревней, получая подарки от хозяев дома. В центральных районах Украины обряд имел другое название - «водить тополь». Водя «тополь», девушки пели:

Стоял тополь край чистого поля,

Стой, тополенько, не развивайся,

Буйному ветру не поддавайся ...

На Черниговщине Троицкого дня на сельской площади устанавливали веху - высокую жердь, обвитую зельем, с колесом от телеги наверху. На Киевщине вкапывали высоко, украшенное цветами и лентами дерево - ясень. Вокруг них гуляла, пела, танцевала молодежь. Очевидно, что веха и «явор» - воплощение мирового дерева, аналога известного всем европейским народам «майского дерева».

С зелеными святками у украинцев (так же и у болгар, поляков, чехов) связано много поверий о русалках.

Считалось, что в течение недели после Троицы (он называется русальные, Русальницею) по земле ходят русалки. Бывшие духи влаги и растений с принятием христианства превратились в «дрянь богомерзкую».

Согласно народному воображению, русалки - это девушки или молодые женщины, которые во время купания утонули. Русалки на века отошли от обыденного земного бытия и переселились в таинственную сферу, на дно глубоких рек и озер, в сказочные палаты, чудом выстроеных из прозрачного хрусталя.

Третье лицо Бога

Луна и звезды вызывают русалок из воды. С тихим плеском волн, разворачивая своими бледными руками густые камыши, русалки выходят на берег. Они без одежды, у них бледное тело, длинные зеленые как трава волнистые волосы, а глаза пылкие и синие, как морская глубь. На голове у каждой русалки - венок из осоки, и только у старшей, царевны, он с водяных лилий. Выйдя из воды, русалки садятся на берегу, расчесывают свои длинные волосы, или берутся за руки и водят удивительные, с таинственным шепотом, хороводы. Иногда русалки вылазят на деревья и качаются на ветвях, как на качелях, пели песни. Русалчин песни опасны: кто услышит, то, как очарованный, подойдет близко к ним, а русалки тогда заманят пришельца к себе, примут в свой круг, и будут играть с ним, а потом защекочут и затянут в реку, на дно.

Из деревьев русалки больше всего любят клен и дуб. Качаясь на ветвях, они иногда развлекаются: разматывают на деревьях нити, которые крадут у тех женщин, которые заснули без молитвы. Иногда русалки бегают по полям, засеянных рожью; хлопая в ладоши, восклицают: «Ух, ух ... Соломенный дух! ». Время от времени русалки разжигают огни, горящие над могилами, в рощах и лесах. Вот некоторые из песен русалчин репертуара:

Ой, бежит, бежит милая девушка,

А за ней да русалочка,

Слушай меня, красна барышня,

Загадаю тебе три загадочки ...

В Украине долго сохранялся обычай среди женщин - в русалчину неделю развешивать по деревьям холст, который якобы русалки брали себе на рубашки. А на окнах раскладывали горячий хлеб, думая, что его дымком русалки будут сыты. В русалчин неделю не следует выбрасывать скорлупу из яиц, как попадет она на воду, то русалки сделают вред людям. Нельзя сеять муку прямо в бочку, потому что будет много русалок.

Святым Духом всяка душа живится

В русалчину неделю (неделя после Троицы), в четверг, нельзя работать, чтобы не разгневать русалок; чтобы они не навредили домашнему скоту, птице и всему хозяйству. Этот день называется - Русалкина Пасха. Утром, как только взойдет солнце, девушки идут в поле на хлеба и берут с собой хлеб из ржаной муки, специально для этого испеченный. Месится этот хлеб на свяченой воде. В поле девушки ломают хлеб на несколько кусков, делятся им поровну, а затем каждая идет на ниву своего отца, где растет рожь, и там кладет хлеб для лесных русалок (мавок)- «чтобы рожь родила».

Кроме того, девушки в этот день тайно ходили в лес, брли с собой полынь, любисток или чеснок, и в лесу бросали сплетенные венки русалкам, чтобы те насылали им богатых женихов. Начиная с четверга русалчиной недели, девушки не ходили по одиночке в поле и не купались, - «чтобы русалки не защекотали».

Носили при себе полынь и любисток - ибо все это отпугивало русалок. Если приходилось заходить в воду, то сначала нужно набросать полыни, любисток и только тогда можно заходить в воду.

Накануне Троицы нельзя девушкам ходить в лес, там их могут встретить русалки и спросить: «Полынь или петрушка»? Если девушка скажет «полынь», то русалка на это: «Сама ты сгинь!» - И отпустит, а как скажет девушка: «петрушка», то русалка: «Ты моя душка!» - И защекочет девушку до смерти.

Во время Зеленой недели нельзя отбеливать полотно: проказницы-русалки могли оставить на нем несмываемые следы.

По окончании недели после Троицы русалок торжественно провожали из села. "Идите, русалочки, идите, и нашу рожь НЕ Ломте», - пели девушки на Черниговщине, провожая одетую русалкой девушку (в венке и рубашке), за пределы села.

Сегодня - день Святого Духа

В Украине верили, что каждый, кто умер или утонул на зеленые святки, становится русалкой. Духовой субботу считали днем ​​поминовения утопленников и малых некрещеных детей, которых церковь запрещала поминать в другие поминальные дни. Почти по всей Украине непременно посещали кладбище в понедельник Троицы. Свежие могилы украшали Клеченьем. На Ровенщине и Волыни на кладбище ходили в четверг, на «Навскую троицу». Этот день еще называли «сухим четвергом»: запрещалось работать в поле, нужно было пересушивать одежду.

Культ предков той или иной мере представлен в троицких обрядах всех европейцев. Каждый народный праздник, как правило, охватывает все стороны хозяйственной деятельности человека, его личной жизни. Троицкие обряды укрепляли здоровье человека и добавляли плодородия полю, уберегали дом от зла. Не оставались без внимания и домашние животные. На Волыни пастухи на Троицу украшали коров венками (чтобы хорошо доились), за что получали подарок от хозяев скотины (кстати, такая же традиция существовала в Голландии). В других регионах Украины хозяйка на Троицу непременно выносила пастуху гостинец. У греков Троица была исключительно поминальным днем ​​- с приготовлением колива, панихидами в церкви.

По книге В. Сапиги "Украинские народные праздники и обычаи"

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.



Top