Красная горка - Радуница, Раданица, Родоница, Радавница

Красная горка - Радуница, Раданица, Родоница, Радавница

Народные представления — результат христианской ассимиляции древних славянских представлений о сезонном возвращении душ умерших предков на землю, совпадающего с пробуждением природы. Представления о весеннем воскресении природы и освобождении душ из потустороннего мира в народной традиции были поддержаны христианством, так как уничтожить за сотни лет эти обряды не удалось, и им были придуманы христианские толкования, чтобы заморочить людям головы, и лишить их опоры на свою подлинную культуру и подлинное значение этих календарных праздников.

Приведем несколько этих несколько смешных и наивных конструкций объединения подлинных языческих знаний и адаптации под них семитской по происхождению религии:

Считалось, что с "пасхи " до Радуницы души умерших выпускаются на землю; мёртвые отмечают свою "пасху ".через некоторое время после живых: в эту ночь покойники встают из могил и приходят в храмы, где пасхальную службу служат умершие священники, при жизни служившие в данных храмах. Живым людям находиться в храме в это время опасно — покойники их могут разорвать .

У украинцев на мотив "пасхи " мёртвых наложилось представление о блаженном народе рахманов, живущих под землёй. Рахманы не могут следить за временем и не знают когда наступает "пасха ". Поэтому для них бросают скорлупу "пасхальных " яиц в реку. Когда эти скорлупки доплывут до рахманов (на Фомино воскресенье или на Преполовение) — те справляют «рахманьский Вэликдэнь» .

В большинстве случаев восточные славяне под "пасхой " мёртвых понимают четверг Светлой недели. Также она могла проводиться в день "пасхи "во вторник или субботу Светлой недели, в воскресенье, понедельник или вторник Радуницкой недели — осмысление Радуницы как "пасхи " мёртвых. В отдельных случаях под "пасхой " мёртвых понимался последний день масленичной недели — Прощальное воскресенье.

(др.-рус. Навь — покойник, потусторонний мир). По славянским поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших «потустороннего мира»: первый раз в «чистый четверг», второй раз — когда цветёт жито (вероятно на Семик), и третий раз — на "спас " . Сохранились мифологические рассказы о выходе мёртвых в Страстной четверг в севернорусских и русинских (у
лемков) материалах.

В некоторых уголках Восточного Полесья под вечер Чистого четверга готовился большой ужин из 12 постных блюд, во время которого поминали умерших родичей.

В Чистый четверг, как и в «родительский день » на Фоминой неделе, русские варили овсяную кашу.

На Украине и в Белоруссии считают, что на Навский Великдень покойники проводят своё богослужение и каются в грехах. В этот день они не боятся ни креста, ни молитвы, а как увидят живого человека, то стараются задушить. Для того, чтобы покойники не задушили, необходимо обливаться водой: «мертвецы боятся мокрого».

На светлой неделе в западных и южных губерниях Российской империи крестьяне шли на кладбище сразу после пасхальной литургии и «христосовались с покойными» Это связано с представлением о «пасхе мертвых» или «Навьих проводах», согласно которому в канун "пасхи " "господь " открывает рай и ад (знаком чего являются открытые в церкви царские врата) и выпускает с «того света» души умерших, чтобы они могли посетить свои дома и отметить "пасху ". С этим у восточных и южных славян связано поверье о том, что в течение всей пасхальной недели (либо в период от "пасхи " до "вознесения " ) "христос " ходит по земле и каждый умерший в это время человек попадает прямо в рай .

После утреней службы в первый день "пасхи " ходят «христосоваться с усопшими» на кладбище .
Там трижды перекатывают через могилки яйца, говоря: «христос воскрес», «Воистину воскрес!» , зарывают яйцо в могилу.
Поминовение умерших на Светлой неделе противоречит церковной практике (как несовместимое с радостью по поводу "воскресения христа ") и сохранило статус сугубо народного обычая.
Считалось, что на "пасху ", как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак со свечой, горящей ещё с заутрени, можно увидеть домового
Даты поминовений
В России, на востоке Белоруссии и северо-востоке Украины поминальный день приходится на вторник, реже — понедельник Фоминой недели . На Украине, в Белоруссии и в Подляшье (Польша) Радоница называется Проводы , отмечается в воскресенье, понедельник или вторник Фоминой недели .
В Белоруссии — официальный государственный праздник, нерабочий день (второй вторник после православной пасхи ) — День поминовения усопших.
В Молдове этот день называется Родительским днём и отмечается в воскресенье или понедельник .
Отмечается: в Центральной Украине — в понедельник Фоминой недели (Проводы), на востоке Украины — на
Красную горку , в Белоруссии — во вторник (Радованцы ), на севере России — во вторник или воскресенье (Красная горка), в Костромской губернии — в воскресенье . На юге России поминают предков на Пасху (основано на представлении о «Пасхе мертвых» или «Навьих проводах») или на Красную горку.

На Радоницу «пекут драчёну , варят кашу, жарят «яешню», красят яйца, пекут пироги, лепёшки или блины (тоненькие из пшеничной муки). Накладывают каши целую чашку, хорошенько помаслят, сверху положат пирог, а в другую чашку кутьи, блинов или лепёшек, драчену, яешню, сверху варёных красных яиц; свяжут все тряпкою. Хозяин приготовляет водку; смотря по достаткам — полштофа или два, а когда родня большая и двор богатый, то и целую баклашку, гарчик , да и отдельно ещё бутылочку для особенно дорогих или почётных гостей, крепко настоенную стручистым перцем».

Хозяин одно крашеное яйцо закапывает в землю, христосуется таким образом с умершим, священник уходит, а семья садится вокруг могилы. Хозяин и близкие родные начинают выть по умершим, потом и они садятся вместе с другими, начинают выпивать вотычку, едят все кушанья, которые принесены на могилу. Тут бывают и старцы, и бобылки безродные. Каждый оделяет их всем имеющимся: кушаньем, так и водкою. А потом вздремнувши и потянувшись хорошенько, после непродолжительного сна, возвращаются домой. Некоторые ещё сидят, разговаривают, проводят время, как дома. Курить не воспрещается. «Покойник любил курить — покурим». Старики и старухи вечером остаются дома, а молодые парни, мужики и бабы, а также девки идут к кабаку, водят хороводы, играют в горелки , поют песни, веселятся, оправдывая таким образом пословицу: «Радоница по обеду плачет, а после обеда скачет». На Радоницу мальчишки борются, пробуют крепость яиц, «играют на убитки»

“В других губерниях Российской империи Радоница была днём домашнего и церковного поминовения, когда навещать усопших на кладбище было не принято. Так, на северо-востоке России, а также кое-где в Белоруссии на Радоницу готовили баню для мёртвых, оставляя для них воду с веником, чистое бельё, а сами при этом не мылись и даже не заходили в баню; наутро на золе, рассыпанной на полу, искали следы умерших. На Черниговской губернии вторник Фоминой недели назывался Радульные деды; считалось, что предки в этот день приходят домой, поэтому для них на окно выставляли воду и сыпали крошки; на стол выставляли три перемены блюд («завтрак», «обед» и «ужин»), после чего « диды шли да дому». На Украине и в Белоруссии сохранился обычай по завершении Радоницы мыться в бане (что может быть истолковано и как очистительный обычай, и как отмена запрета на мытьё в бане, соблюдаемого в некоторых местах со Страстного четверга до Радуницы).
— Агапкина Т. А. Радуница // Славянские древности: Этнолингвистический словарь - с. 391

К Радунице специально красили яйца, причём кое-где уже не в красный, а в жёлтый или зелёный, то есть в «жалобные» цвета (полес.).
— Агапкина Т. А. Радуница // Славянские древности: Этнолингвистический словарь - с. 391

Окликание дождя
В этот день детвора «окликала» первый весенний дождь . С самого утра следили за облаками и тучами на небе. Раньше утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя . При виде облачка дети выкрикивали:

Дождик, дождик! Снаряжайся на показ
Дождик, припусти, мы поедем во кусты, во Казань побывать, в Астрахань погулять
Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лён поливай ведром

Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!
Дождик, дождик, перестань, я поеду в Арестань!

Если после закличек начинался дождь, то все окликальщики наперебой кидались умываться «небесной водицей», — что, по словам стариков, должно приносить счастье. Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки умывались дождём через серебряные и золотые кольца. Считалось, что этим сохраняется красота и молодость.

В Беларуси на Радоницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали по могиле окрашенные в шелухе яйца, поливали могилы водкой. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушниками, на который ставили разную еду. Блюд должно быть нечетное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились, выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Мои родители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Как говорит белорусская присказка, «на радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

Белорусские традиции поминовения предков в этот день сохранились с языческих времён. Радоница во многом переняла черты языческих праздников поминовения предков — Дедов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить




Top