Масленица (Красногор, Комоедница)

Масленица (Красногор, Комоедница) 23 Даилѣтъ

23 Даилѣтъ въ Лѣто 7523 отъ С.М.З.Х. Православные Староверы празднуют Красногор и Масленницу.
Празднование встречи Весны начинается, когда день равен ночи, когда ПриРода пробуждается от зимнего сна, когда Богиню Марену – Богиню Зимы провожают в её ледяные чертоги, что находятся на Севере, когда Ярило-Солнце начинает свою активность.
Согласно Славянской Родной Вѣре в эту пору «отверзается» Сварга и Светлые Боги появляются в Яви, а Дɣши Прѣдковъ Наша «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить своих потомков.
Тогда же просыпается в своей берлоге Медведь (Ком, Бер, Лесной Хозяин – воплощение образа Бога Велеса).
Мужчины чествуют его особым «медвежьим плясом» и «велесовой боротьбой», женщины задабривают его угощениями.
Будучи славянским праздником, Масленица была принята и христианством, но не по солнечному календарю, а по лунному. Поэтому в христианстве у этого праздника плавающая дата. А 25 марта христиане отмечают Благовещенье, кое считалось «Третьими Закличками Весны». Сохранились и такие поговорки:
«На Благовещенье Весна Зиму победила» или «Благовещенье - птиц на волю отпущенье» и т.д.
Во время всех Великих Славянских праздников мужчины и женщины согласно Устоям занимались их подготовкой отдельно друг от друга, исполняя каждый свою роль. В этом разделении заключается символика двух сил, двух начал, двух энергий – женской (холодной, принимающей, небесного цвета) и мужской (тёплой, ярой, отдающей, красного цвета).
Мужчины очищали территорию вокруг Капища, сооружали Огневища, Требник, занимались мужским трудом, делали из снега крепость, подготавливали места для игрищ. Женщины же рассыпали зерно на перекрёстках дорогу Капища для того, чтобы нечистая сила, принявшая образ сорок и ворон, поедала зерно и не мешала празднованию.
Старшие женщины в семье пекли комы – обрядовые хлебцы, сделанные из мучных замесов овса, гороха, ячменя. В замес добавляли сушёные ягоды и орехи. Когда комы от жара в печи начинали расти и подпекаться, то становились похожими на Вселенную со звёздами – как образ мироздания.
Часть испечённых комов относили в лес для Духов леса и для Хозяина леса – Медведя, приглашали их на трапезу, задабривали и просили оберегать скот, не озорничать на пчелиных пасеках всё лето.
Отсюда и поговорка «Первый блин - комам». Главным явством Великого Праздника Масленицы (Красногора, Комоедицы) являются блины,
символизирующие Солнце. Их пекли так же старшие женщины в семье с добрыми мыслями и благими наговорами.
Особое место в подготовке праздника уделялось изготовлению куклы Марены – образа Богини Зимы.
Из больших деревянных палок делали неравноконечный крест, скрепляя палки красной шерстяной ниткой, привязывали туловище и руки из соломы или сена, крепили голову. Наряжали старыми сарафанами и юбками, повязывали платок. Лицо куклы Зимы рисовали только девицы угольком в такой последовательности:
сначала нос, рот, брови, а только потом – глаза. Глаза рисовали обязательно закрытыми.
Стоит отметить, что накануне праздника дома так же изготавливали куклу по типу «большой» куклы. В старые вещи, лоскутки тканей и платки, которые использовали для наряда, вкладывали образ всего плохого, от которого желали избавиться. Во время обряда сжигания этого чучела всё плохое сгорало.
Готовый образ Зимы торжественно везли на соломенной кобыле к Капищу и ставили посредине снежной крепости ждать своего часа – последней боротьбы холода и яри.
А народ, пока везли куклу, стоял вдоль дороги и величал:
«Приезжай ты к нам на широк двор, на горах покататься,
В блинах поваляться, сердцем потешиться.
Масленица – красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка».
По Традициям же других Родов - Мара - Марена - Великая Богиня Зимы, Ночи, Вечного Сна и Вечной Жизни.
Богиня Марена, или Марена Свароговна, одна из трех нареченных сестер Многомɣдрого Бога Перуна.
Очень часто ее называют Богиней Смерти, прекращающей земную жизнь человека в Явном Мире, но это не совсем верно. Богиня Марена не прекращает человеческую жизнь, а дает людям Расы Вечную Жизнь в Мире Слави. Считается, что Великая Богиня Марена имеет на крайнем севере Ледяные Чертоги, в которых Она любит отдыхать после странствий по Сварге Пречистой. Когда Богиня Марена приходит, то вся Природа засыпает, уходит на покой, погружаясь в долгий трехмесячный сон. A когда Марена Свароговна уходит в свои Ледяные Чертоги, происходит пробуждение ПриРоды и Жизни. В честь проводов Богини Марены на Север и отмечался праздник Красногор, День Масленицы-Марены, называемый также Проводами Богини Зимы.
«Красногор – Красно Солнце в гору пошло» - так гласит одна из поговорок, дошедшая до наших дней.
В этой традиции сжигаемая кукла, изготовленная из соломы, символизирует не Богиню Марену, а снежную Зиму.
После ритуала сжигания соломенной куклы горсть пепла развеивали над полем, садом или огородом, чтобы вырос хороший, богатый урожай. Ибо, как говорили наши Прѣдки:
«Богиня Веста на Землю пришла, на Красногор новую жизнь принесла, огонь запалила и зимние снега растопила, всю землю живой силой напоила и от сна Марены разбудила.
Будет Мать Сыра Земля полям нашим жизньродящую силу давать, будет отборное зерно в полях наших прорастать, чтобы всем Родам нашим - хороший урожай дать».
Но Богиня Марена, кроме наблюдения за отдыхом Природы на Земле, когда Мать Природа набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растений и животного мира, наблюдает еще и за жизнью людей. A когда приходит время людям отправляться в долгую дорогу по Золотому Пути, Богиня Марена дает наставления каждому умершему человеку в соответствии с его земной Духовной и мирской жизнью, а также в соответствии с полученным созидательным опытом, в каком направлении ему продолжать свой посмертный Путь - в Мир Нави или в Міръ Слави.
Богиня Марена является Покровительницей Чертога Лисы во Сварожьем Круге.
Слава Марене Свароговне! Слава Богамъ и Прѣдкам наша!
…………
Пока женщины наряжали куклу, мужчины на отдельной площадке в силовых состязаниях
показывали свою ярую силу и молодецкую удаль. Затем начиналась общая битва-боротьба за в Чертогах Марены (в снежной крепости).
Взятие снежной крепости Марены символизировали бой сил тепла с силами холода.
Мужчины – это защитники Света нового, Яри, благодаря которой зародится новая жизнь.
Женщины – это символ устоя и Равновесия.
Новое обязательно должно победить в этой борьбе. Но не с первого раза. Как всё в Міре держится на триединстве, так и победа достается только с третьего раза. В каждом наступлении нападающие отвоевывали по миру – Яви, Нави и Прави. Только когда все три завоеваны, тогда наступала окончательная победа.
Поэтому в обрядовых играх мужчины, нападая на крепость, в первые два раза должны благоразумно отступить, как будто защитники крепости были сильнее, причём стараться ухватить какой-нибудь трофей у девиц – в знак победы на очередном мировом уровне. На третий раз, несмотря на многократно возросший азарт женщин и девушек, крепость все же должна быть взята целиком. Главная задача женской половины тут – особо рьяно защищать чучело. Победа Весны в этой борьбе наступала тогда, когда кто-то из мужчин добирался до чучела Зимы.
По дороге от Зимней крепости к Огневищу победителей встречает Медведь (Бер, Ком), обряд пробуждения которого тоже имеет место быть, причем в разных местностях Руси будили по-разному.
Народ, вооружившись снежками, веткамишёл к берлоге и забрасывал его, кричал что есть мочи.
Медведь не просыпался до тех пор, пока девушка не растормошит его.
И вот когда медведь начинал просыпаться, девушка убегала, прихватив с собой кусочек медвежьей шкуры.
Разъярённый Медведь шёл искать свою потерю и ловить девушку, а мужики отплясывали «медвежий пляс».
По другой традиции Медведь сам просыпался от шума борьбы за чертоги Марены.
Его угощали комами на трёх замесах иблинами с мёдом. Отобедав, Медведь должен был жениться.
Участники праздника проходили обряд очищения огнём. После шли к Требнику, приносили с собой угощения для Прѣдковъ своих и клали в Требный Огонь, мысленно общаясь с ними.
Далее подходили к Огневищу, вокруг которого обносили чучело по посолоню, а участники праздника в это время навешивали на него наузы из верёвочек, платочков, лоскутков старой ткани, ленты, поделки из соломы, дерева и так далее, мысленно вкладывая образ всего того, от чего желали избавиться.
Мужчины водружали куклу на Огневище, участники прощались, а жрец (старейшина) возжигал огонь.
В это же Огневище кидали маленьких кукол, которые изготавливали накануне дома.
Чтобы огонь разъярился, начинали закручивать хоровод, чередуя направление движения по посолоню и коловрату, призывали Бога Семаргла, пели Гимн Огню, славили Богов и Прѣдковъ Наша и весь Славянский Род!
После того, как чучело сгорало, начинали прыгать через костёр.
А скоморохи показывали представления, пели частушки и песни:
«Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои…
И сыр, и творог, всё летело под порог!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои…»
Далее всех приглашали на пир-братчину с общей стравой (трапезой).
На столы ставили блины с маслом и мёдом, пироги, печенье, овсяный кисель, настои на травах и другие вкусности.
Ели, пили, веселились..
На сим праздник заканчивался. А пробудившаяся ПриРода начинала свой разбег с новыми силами, с гармонией и ладом.
Наши Славянские традиции возрождаются, наши Устои снова становятся неотъемлемой частью нашего бытия, и это очень радует!
Добра и Радости всем Родам Славянским!

СЛАВА БОГАМЪ И ПРѢДКАМЪ НАША!

Добавить комментарий




Top