Гном - служебный дух стихии Земли

Гном - служебный дух стихии Земли

Гном может проявляться в нашем явном мире (мире Яви), как маленькое человекоподобное существо. Обитает под землёй, в горах или в лесу. Ростом Гном с ребёнка или даже с палец, но при таком маленьком росте он наделён сверхъестественной силой.

Взрослый Гном носит длинную бороду и живёт гораздо дольше, чем обычный человек. Поэтому, обычно, они очень уравновешенны и знают множество секретов и преданий глубокой старины. В недрах земли Гномы хранят сокровища – драгоценные камни, руды, со-ли. Помогают расти кристаллам и растениям, охраняют клады. Они трудолюбивые и искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги, ларцы, замки с ключами и другие предметы. Строят в пещерах подземные города, дороги, дворцы и храмы удивительной красоты. Когда надо – Гномы становятся храбрыми и безстрашными воинами. Они могут легко и безшумно передвигаться среди скал и под землёй, становясь невидимыми для человека; прекрасно видят в полной темноте. В сказках Гномы дают людям добрые советы, обучают ремёслам, которые связаны с рудным делом, обработкой камней или металлов. Но бывают и враждебные, злые карлики (например, Чёрные гномы – обитатели миров Тёмной Нави).

Когда-то Гномы жили рядом с людьми, помогали рудознатцам, кузнецам, каменотёсам, зодчим, садовникам и огородникам. Но сейчас они ушли далеко от шумных городов, да и люди разучились с ними общаться. Только настоящим рудознатцам помогают они и в наши дни, открывая кое-какие секреты.

Не только старинные, но и современные сказки про хоббитов и Гномов очень похожи на правду. Но само слово «гном» придумал и ввёл в обиходную речь в XVI веке немецкий учёный Филипп Парацельс. Он образовал его от греческого слова «гнозис» – знание, учение. То есть «гномы» – это те, кто владеет древним знанием или обучен какому-либо мастерству. Наши предки – Славяне и Арии – называли подземных кузнецов Хмурами, Людками (человечками), Копарями. В одной из рукописей Соловецкого монастыря описан подземный город: «Вверх той великой реки Оби люди ходят под землёю иной рекою день и ночь, с огнями и выходят на подземное озеро, и на том озере свет причудный и град великий». Согласно русским преданиям, это у Хмуров научились люди кузнечному ремеслу, а искусству добывания железной руды – у Копарей. Это о них остались упоминания в русских народных сказках: «Мальчик-с-пальчик», «Мужичок-с-ноготок», «Крошечка-хаврошечка» и другие. В странах Западной Европы очень любим детьми добрый Гном-сказочник Оле-Лукойе.

«Правда это или байка –
Так суди иль по-иному,
Верь не верь, а всё ж узнай-ка:
Есть народец малый – Гномы.

Как ему не подивиться!
Невелик росточком вышел –
Войско в тыкве уместиться:
Каждый семечка повыше.

Где ж они? А на пригорке,
И под камнем, и в чулане,
В каждой ямке, в каждой норке –
Вот спроси у старой няни!..»
(«О Гномах и сиротке Марысе» М. Конопницка)

«...Есть чудесная страна – Дараинна, обитель корней растений и семян. Её крошечные обитатели – Гномики в белых колпачках, помогают вырасти из крошечного зерна огромному дереву. Они ворожат над корешками и пестуют их, охраняя от недобрых сил».
(«Роза мира» Д.Л. Андреев)

«Да расскажи мне, пожалуйста, кто вы таковы?» – продолжал Алёша. «Неужели ты никогда не слыхал, что под землёю живёт народ наш? – отвечал министр, – Правда, не многим удаётся нас увидеть, однако бывали примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям. Теперь это редко случается, потому что люди сделались очень нескромны. А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти далеко-далеко, в другие страны...». «Я даю тебе честное слово, что ни¬когда не буду ни с кем об вас говорить, – прервал его Алёша, - Я теперь вспомнил, что читал в одной книжке о Гномах, которые живут под землёю. Пишут, что в некотором городе разбогател один сапожник – он шил сапоги и башмаки на Гномов, плативших ему очень дорого...»
(«Чёрная курица, или подземные жители» А. Погорельский)

«...Решил тогда Клаас остаться в кузнице – посмотреть. Кто так споро трудится. В полночь в кузнице появился Гном, тот самый, ко-торого кузнец выручил из беды, и принялся за работу, да так ловко и споро, что к утру работа за троих была сделана.
Радуется Клаас, подмастерьев отпустил, сам целыми днями с невестой гуляет, а работа в кузнице тем временем справно идёт.
«Надо бы мне как-нибудь отблагодарить Гнома», - подумал Клаас и заказал у портного маленький зелёный кафтан с золотыми позументами, зелёные брюки и шляпу, а у сапожника – крошечные башмаки. Вечером разложил он всё это в кузнице, повесил на стену зеркало и приготовил воду с кусочками мыла...»
(«Кузнец и Гномы», нидерландская народная сказка)

«Целый день Гномик трудился в саду. Там зрели яблоки. Он их раскрашивал: румянил, золотил, самые спелые сбрасывал на землю. Гномик знал, что Старому Хозяину уже не под силу залезть на дерево, он будет рад поднять спелое яблоко с земли...»
(«Жил-был горбатый Гномик» М. Войтешонок)

«Совсем Сашка уже решил идти домой, когда рядом остановился маленький старичок в высокой остроконечной синей шапке с красной кисточкой и тихим голосом попросил: «Не можете ли вы, молодой человек, перевести меня на другую сторону?»
Сашка взял старичка за руку и перевёл через улицу. «Спасибо!» - сказал старичок и вежливо приподнял шапку только на одну секунду, но Сашка успел заметить, что на голове у старичка растут не волосы, а цветы-одуванчики и ромашки. И хотя Сашка знал не очень много старичков, всё-таки он подумал, что это странно. Да и зима ведь, – какие зимой одуванчики и ромашки! Сашка не подал виду, что раз-глядел цветы, но старичок сам догадался, поднялся на носки, чтобы дотянуться до уха мальчика, и зашептал: «Тут нечего удивляться, по-тому что я ведь не обыкновенный Гном, а Цветочный. Чему же расти на голове Цветочного Гнома? В молодые годы росли пионы и розы, а теперь одуванчики и ромашки...»
(«Кукушонок, принц с нашего двора» А. Шаров)

« В сладкие чащи
Несутся зелёные воды.
И песня знакомого
Гнома
Несётся вечерним приветом:
«Вернулись
Ко мне мои дети
Под розовый куст розмарина...
Склоняюсь над вами
Цветами
Из старых столетий...»
(«Родина», Андрей Белый)

«Пастушата очень удивились, увидев маленького человечка в пла-ще, в колпачке, с книгой под мышкой, с чернильницей на поясе и пером на плече. Юзек подтолкнул Стаха и шепнул, показывая пальцем: «Гномик!».

А Чудило-Мудрило, который подошёл уже совсем близко, кивнул им и улыбнулся приветливо.
Ребята смотрели на него разинув рот, как зачарованные. Они не то чтобы испугались, а просто онемели от неожиданности. Бояться тут нечего – даже малые дети знают, что Гномы никому не делают зла, а бедным сиротам ещё и помогают. Стах помнил, как позапрошлой весной вот такой же малюсенький человечек помог найти ему и при-гнать на пастбище убежавших в лес телят. А на прощенье насыпал полную шапку земляники, погладил по голове и сказал: «На вот тебе, не бойся!»...

...Когда Гномы замолчали, Король продолжал: «Не все сокровища отдала Мать-земля людям – она доверила их и нам, своим маленьким слугам. Мы стережём их, но не богатеем. Мы не превращаем слёз бедняков в жемчуг, не покупаем и не продаём бриллиантов, не чека-ним из золота монеты. Мы только любуемся блеском драгоценностей, славим Землю и верно храним её богатство».
«Коли вы такой добрый, скажите, откуда же взялись эти сокрови-ща?» - спросил Пётр.

«Из земли. Сокровища – это всё, что потерял и чем пренебрёг че-ловек: пропавшая даром минутка – сапфир; брошенный кусок хлеба – сверкающий жемчуг; сила, не послужившая на пользу людям – чистое золото. Если бы люди не теряли своих сокровищ, они бы разбогатели. А так сокровища уходят в землю, и мы их стережём».
(«О Гномах и сиротке Марысе» М. Конопницка)

«Вдруг послышалось старухе, кто-то говорит за печкой человеческим голосом: «Матушка! Сними меня отсюда!». Изумилась она, со-творила честной крест и спрашивает: «Ты кто таков?». «Я твой сынок, народился из твоего мизинчика». Сняла его старуха, смотрит – мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно! И назвала его Мальчик-с-пальчик».
(«Мальчик-с-пальчик», русская народная сказка)

«Жили старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорить: «Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнёс; а теперь с кем я пошлю?».
Вдруг из хлопка (клочок очёсов льна) вылез маленький сыночек и говорит: «Здравствуй, матушка!..».
А старуха и говорит: «Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?».
А сыночек и говорит: «Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке».
(«Липунюшка», русская народная сказка)
"Сказочный словарь"

Гномы изрыли подземными ходами не только всю Европу

С позапрошлого века подземных тоннелей нашлось столько, что и не сосчитать. В некоторых европейских странах обнаружено по 500-700 штук, расположенных на глубине нескольких десятков метров.
Многие из них переходят один в другой. Ныне речь уже идет о целой гигантской подземной сети, которая тянется от Шотландии, далее от атлантического побережья Франции к Средиземному морю — до Турции.

Подземная евросеть озадачивает ученых до крайности. Кто ее создал? Зачем положил столько труда? Когда? На эти вопросы ответов пока нет.

По мнению немецкого археолога доктора Генриха Куча (Dr Heinrich Kusch), который недавно выпустил книгу под интригующим названием «Секреты подземной двери в древний мир» (Secrets Of The Underground Door To An Ancient World), тоннели появились еще в каменном веке — более 12 тысяч лет назад, поскольку они, как правило, расположены рядом со стоянками людей того времени.
Куч полагает, что прежде подземные сети служили для защиты от врагов и хищников. То есть, люди под землей не жили, а прятались. И им хватало «переседеть» не очень долго тех 70 сантиметров высоты, которой достигают подземные ходы.

Из гипотезы несерьезных исследователей следует, что дыр в европейских недрах наделали гномы, легендами о которых полон местный фольклор (взять хотя бы Белоснежку и семь гномов). Кстати, в Австрии катакомбы прямо так и называют «дыры гномов».
Аномальщики по-своему трактуют размеры тоннелей: мол, больше 70 сантиметров в высоту крошкам-гномам и не надо было.
Смех-смехом, но основание для подозрений в существовании неких миниатюрных подземных жителей есть: часто тоннели соединены ходами диаметром в 40 сантиметров, в которые едва может протиснуться нормальный человек.

Чучки чумазые

Легенды о гномах очень популярны в Европе. Да и по всему миру. А в России? Оказывается, и на наших просторах нашлись места подземным крошкам. Например, в Сибири. Или на Урале. Там не только их тоннели находили.

Вот что сообщил по этому поводу Андрей Перепелицин, руководитель межрегиональной группы изучения тайн и загадок Земли и Космоса «Лабиринт», который сам с коллегами отправился по следам сибирских гномов:

«...На 7 вер. от Кунгура по направлению к Перми по Пермскому тракту есть под камнем большое отверстие, в которое может свободно пройти взрослый человек. В пещеру устроены небольшие копанные ступеньки. По народному преданию, в пещере этой проживали когда-то «чучки» — мелкие люди...»

Так писал в 1925 году в статье «Неисследованная пещера» местный краевед М. А. Блинов, надеясь, видимо, на то, что необычной пещерой заинтересуются ученые. Увы – надежды не оправдались: в последующие годы пещеру не только не изучили, а вовсе потеряли.
Только в 1990-х годах известный пермский спелеолог Игорь Лавров, обнаружив статью Блинова, решил разыскать пещеру чучек. По словам энтузиаста, сделать это было непросто – слишком большие изменения произошли в указанном районе. Только в 2002 году вскрылся ведущий под землю ход...

Увы – хотя пещера, получившая название Бабиногорская, оказалась весьма интересной и разветвленной, с подземными озерами – следов пребывания в ней в древности людей пока обнаружить не удалось. В том числе и «копаных ступенек». Что, впрочем, неудивительно: даже если пещера опознана правильно, то прежний вход в нее ныне перекрыт оползнем...

Однако Бабиногорская пещера — не единственное в Пермском крае место, где по преданиям жили таинственные чучки (кстати, Игорь Лавров выяснил и значение этого слова – в Х1Х веке оно означало «чумазые»). Упоминания о них можно найти в литературе, правда, весьма скудные.

Так, в выпущенном в 1970 г путеводителе по Уралу буквально в одной фразе упоминается гора Чучек в нескольких километрах от города Суксун. Добравшись до этого соседнего с Кунгуром райцентра, проходим по домам. Вначале нас ждет облом – коренных жителей почти не осталось, живущие недавно в лучшем случае знают только название высотки. Предания о ее легендарных обитателях помнила только Анна Ивановна Третьякова.

— Карлики там жили, их чучками звали! – сходу заявила собеседница, пояснив: — Нет, самих чучек даже в старые времена никто не видел, есть только предание, что ушли они отсюда, когда русские на Урале поселились и их увидели... Но то, что маленькие они были – точно!
С вершины горы к речке лесенки из камня были сделаны, вот такой высоты ступенечки (женщина разводит руки на высоту ладони). Несколько было лесенок, я сама их видела! Мой мужик покойный всегда их расчищал. Сейчас-то их, наверное, позатянуло землей, там наверху все разворотили, корчевали лес...

Да и речка от горы давно отошла, она наш берег подмывает. Как-то лет пятьдесят назад точно напротив горы Чучек берег обрушился: открылись срубы и тоннель. Все удивлялись, приезжали какие-то люди, изучали, сказали, далеко идет. Потом приехали с аквалангами, полезли и – как они нам сказали – исчез ход: обвалился...

Чудь чудная

Попытки навести среди уральских спелеологов и спелеодайверов справки насчет «подводного тоннеля» привели к обескураживающему результату – никто из них исследования в районе горы Чучек не проводил, и не слышал о таких... Точно так же и археологического ее изучения вроде бы не проводилось.

Однако предания про живших когда-то низкорослых людей, то ли вытесненных, то ли выбитых народами-переселенцами, бытуют не только в Пермской области, напротив, распространены на Урале очень широко, хотя именовали карликов по разному:
— Был такой низкорослый народ — чудаки. Они себя, когда новое население пришло, живьем закапывали. Под Харино такое место есть, вроде их могилы. Там любой покажет. Летом на Троицу туда народ приходит, поминает их – просвещал меня молодой охотник в Коми-Пермяцком округе.

Этнограф, ныне редактор Кудымкарской газеты Елена Ивановна Коньшина обобщает:
— Таких рассказов у нас много ходит. Сама записывала. Обычно говорят, что карлики эти, чудь, как чаще их называли, сами себя хоронили, когда завоеватели пришли: копали яму, ставили на столбах крышу, подрубали столбы... Были долго слышны стоны и плач из-под земли.
До сих пор туда люди каждый год приходят. Предками чудь не считают, но все равно уважают. На месте одной их «могилы» даже крест поставили.

Известный знаток уральских преданий П.П.Бажов про низкорослых людей слышал с детства, а жил он на юге нынешней Свердловской области: «Чаще всего говорилось о «старых людях».

Эти «старые люди» натаскали тут всякого богатства, а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылись, только одну девку оставили смотреть за всем». «Стары люди вовсе маленькие были. Они ходили под землей по одним им ведомым «ходкам» и «знали все нутро». «Стары люди – это не русские и не татарва, до них здесь жили».

Гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры...

Вообще говоря, легенды о карликах-рудознатцах издавна бытуют по всей Евразии, только называют их по разному: гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры... Однако уральские предания наиболее реалистичны: подземные жители здесь вовсе не «мальчики с пальчики»: рост их просто немного ниже, чем у обычного человека, обычная оценка: с «подростка». Получается, вполне реальные африканские пигмеи даже ниже легендарных подземных жителей! Да и «духами», выходцами с того света этих детей подземелий на Урале никогда не считали – просто умелый, искусный, но физически слабый народ, вытесненный завоевателями под землю. Из легенд и преданий можно даже выяснить особенности их общественного устройства и культуры. Так, необычно большое число дев-правительниц может говорить о матриархате у чучек. Не чуждо им и имущественное расслоение:

«Сирты (так называют наших героев ненцы) живут теперь внутри земли, потому что они не могут выносить света солнца, они имеют свой язык, но понимают и язык ненцев. Однажды ненец, роясь в земле, напал на пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал: «Оставь нас в покое, мы боимся света и любим мрак земли, но здесь есть ходы, ступай к нашим богачам, если ты ищешь богатства, а мы бедны.» Самоед побоялся идти темными ходами и снова завалил открытую им пещеру*. (* Н.А.Криничная Предания Русского Севера)

Богатые и бедные - все как у людей! Так может, подземные карлики и относятся к роду людскому?

Таинственные невидимки

За легендами часто стоит пусть искаженная, но реальность. Я попытался поискать возможные следы чучек/чуди/старых людей не только в фольклоре, но и среди археологических данных – и их оказалось немало. Однако разрозненных и, как правило, несистематизированных. Еще известный академик Симон Паллас, по заданию Петра составлявший географическое описание Российской Империи, писал о «чудских копях» и даже о найденных в них предметах обихода: рукавичек и сумочке. Чуть позже в том же веке уже российский академик, Иван Лепехин писал:

«Вся самоядская земля и нынешний Мезенский округе наполнена запустевшими жилищами некоего древнего народа. Находят оные на многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи, и находят железные, медные и глиняные обломки домашних вещей и сверх того человеческие кости. Русские называют сии домовища чудскими жилищами. Сии запустевшие жилища, по мнению самоедов, принадлежат некоторым невидимкам, собственно называемым по самоядски "сирте".
Особенно же впечатляет загадка «чудского литья». По всему Уралу найдены даже не тысячи, а десятки тысяч так называемых «шаманских бляшек»: литых медных и бронзовых миниатюр, изображающих животных и людей в удивительно экспрессивных позах. В 1910 году один из первых российских археологов А.А.Спицын выпустил целый атлас с рисунками таких вещиц. Изучают их и современные археологи: бляшки есть во многих уральских музеях. Искусствоведы даже термин ввели: «Пермский звериный стиль». Удивительно, но в Средневековье культура их резко исчезает: на южном Урале чуть раньше, на Северном чуть позже. Бесспорно, под влиянием пришедших на Урал переселенцев – тюрков и русских. Куда исчез целый народ древних металлургов? Археологи, с коими я говорил на эту тему, пожимают плечами: часть могла быть перебита, часть ассимилирована. Однако все полуподземные жилища чуди выглядят скорее покинутыми, заметных следов битв нет. Куда же ушли их обитатели? Иногда потомками чуди, ушедшей в глухую тайгу, называют современных хантов и манси – однако, по моему, геометрические орнаменты их вышивок не имеют ничего общего с «пермским звериным стилем».

А вдруг правы легенды, и чудь ушла не в леса, а под землю? Тем более, что опыт сооружения полуподземных жилищ и устройства рудных шахт у этого народа уже был накоплен изрядный. Да и прецеденты имеются.

Однако, если остатки подземной чуди дожили до наших дней – почему они не идут на официальный, так сказать, контакт? Здесь остается только гадать: может быть, подземные вожди доходчиво объясняют подданным, что на поверхности людей на сковородах жарят, можно придумать и другие причины... А может быть, чудаки и в самом деле уже полностью исчезли... Во всяком случае, ясно – инициатива в поисках их следов (а может, чем черт не шутит, и самих карликов) должна принадлежать нам, «верхним людям». Вместе с друзьями, я уже много лет мечтаю о серьезной экспедиции на Полярный Урал. Тем более, что некоторые предания указывают точное местонахождение «пещер чуди».

Однако дилетантизм в таком деле недопустим! В поисках должны принимать участие не только спелеологи, но и археологи, этнографы, в конце концов, переводчики с языков малых народов... Плюс ко всему – места те весьма малонаселенные. Так что займет экспедиция много времени и влетит в не слишком большую, но все же неподъемную для любителей «копеечку». Может быть, интерес к поискам, грозящим открыть новые, неизвестные и неожиданные страницы отечественной истории, особенно истории Севера, проявят спонсоры из числа расположенных в интересующих нас районах нефтегазовых фирм?

 

Добавить комментарий




Top