Волосы́ни, Волосожары, Стожары

Волосы́ни, Волосожары, Стожары

Волосы́ни, Волосожары, Стожары — у русских мифологизированный образ созвездия Плеяд*.

*Плея́ды (астрономическое обозначение — M45; иногда также используется собственное имя Семь сестёр, старинное русское название — Стожары или Волосожары, в Библии и Торе — Кима) — рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; одно из ближайших к Земле и одно из наиболее заметных для невооружённого глаза звёздных скоплений.

Волосыни упоминаются уже у Афанасия Никитина (15 в.): "на Великий же день Волосыни да Кола в зорю вошли, а Лось головою стоит на восток" (Кола — Б. Медведица, представляемая в виде повозки, а Лось — архаическое название Полярной звезды). Характерно, что в русских средневековых астрологических текстах семь планет, оказывающих влияние на судьбы людей, называются рожаницами (ср. мифологические женские персонажи того же наименования) и, следовательно, связываются с Родом, подобно тому, как волосыни, в конечном счёте,связаны с другой (территориальной) формой объединения людей — волостью.
Название Плеяд волосынями соотносимо с культом Волоса-Велгса, который на севере Руси и в Поволжье соединился с культом медведя ("волосатого", в табуистическом обозначении): сияние Волосынь предвещает удачу в охоте на медведя.
В день св. Власия (сменившего Велеса — христианского покровителя животных) в Тульской губернии севершался ритуал окликания звез ды: когда на неое появлялись звезды, овчары выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая звезду осветить "огнём негасимым белояровых овец", умножить их приплод (чтобы овец было больше, чем звёзд на небе). Позднее название Волосынь переосмысливается и начинает выступать в ряде вариантов — Волосожар, Весожары, Висожары, Стожары, др.-рус. Власожелищи, Власожелы, власожельский, Бабы и т. п. (ср. сер-бскохорв. Влашичи, "Плеяды", болг. власците, "Орион", "Плеяды", власите, "Орион" и т. п.).
В ряде этих названий, очевидно, присутствует мотив женщин (ср. Бабы, "Плеяды"); образ волос неизменно связывается с этим мотивом, ср. укр. "Волосом свiтити" — "быть девицей", "Волосом засвiща" (о замужней женщине) и т. п.; ср. также волосы солнца как обозначение его лучей при восходе или закате; "непетый волос" (о девице), "петый волос" (о замужней женщине) и т. п. В день св. Власия женщину, заподозренную в злых замыслах, зарывали в землю (в частности, чтобы прогнать коровью смерть; для этого же "зорнили пряжу", т. е. выносили её на три зори).
Все эти мотивы — звёзды, зори, наказание женщины, пряжа ("волос"), скот и т. п.— отсылают к мифам и легендам, известным в разных традициях, о превращении женщины в звезду или женщин (напр., сестёр) — в созвездие как результат спасения их от преследования или в наказание за вину.
В этом контексте Волосыни — небесное созвездие — могло бы пониматься и как образ небесного стада (напр., коров, ср. "власьевна", как обозначение коровы, или обозначение в загадках звёзд через стадо, прежде всего коров), пасомого Солнцем или Месяцем, и как астрализованный образ женщины. В последнем случае В. могут толковаться как жёны Волоса: Волос — Волосыни (или Волосыня), подобно Перун. — Перынь (Перыня), жена Громовержца, имя которой образовано с помощью того же суффикса -ыня.
Аналогичным образом построено имя жены ведийского Варуны (родственного Велесу) — Варунани. Образ Волосынь связан, таким образом, с мифом о Громовержце и его противнике (Волосе); это подтверждается наличием других женских персонажей с корнем "*Vel-/*Vol-, ср. в русской традиции елёсиха (мужской образ ёлс), македонскую самовилу Велу, литовского Виелону, латышскую Велю мате, мать усопших (см. В еле).
Поскольку души умерших часто представляются в виде стада, пасущегося в загробном мире, и образ В., хотя и косвенно, тоже связан с мотивом смерти, и для Волосынь может быть реконструирована функция связи с миром усопших душ. Реальность этой реконструкции подтверждается как греческим образом загробного царства — Елисейских полей (тот же корень *vel-), так и языковыми данными—индоевроп. *vel-: *vol- б значении "смерть", "умерший" и т. п.

Мифологический Словарь. Главный редактор Е.М.Мелетинский, Москва, "Советская Энциклопедия" 1991 г.

Добавить комментарий




Top