Культ Мары - владычицы ночи

Культ Мары - владычицы ночи

Сейчас среди сторонников Родной Веры сложилась такая ситуация, что наибольшее почитание удостаиваются, главным образом, Небесные Боги - Светлые Сварожичи. О всех Светлых Богов много сказано и много, что написано. А вот о Темных Богов, Богов Нави, вспоминают неохотно. Причина же такого положения видится в том, что, вероятно, сказывается тысячелетнее засилье чужебесия на Родной Земле. Потому что в «наставлении Христовом» Темнота неразрывно связана с «Дьяволом», с неким «вселенским злом», которого хотя и боятся, но ни в коем случае не уважают. Родноверие учит нас принимать все Лики Родового Всебожия - и Светлых и Темных, так во всем искренняя Воля Рода проявлена, все является частью Всемирья, частью Прави. Так же верно и то, что у всего есть своя Темная сторона, от глаз и помыслов чужих скрыта. Воистину, отвергая Тьму - мы отвергаем часть себя. Поэтому не будем уподобляться «стаду овец Христовых», и отдадим Славу Великой Марена - Мисяцеликий Богини.

Извечные атрибуты Мари - череп человеческий в руках Ее, колдовским металлом - серебром окованный, Мертвой Водой полный, коса или серп в Марены в руках. Блестящий лунный серп (Луна), что напоминает своим видом то серп, которым обладательница смерти подрезает нити жизни людей, в Яве животы свои держащие. Символика смертного серпа Мари - стоит рядом с символом времени, его неустанным и неумолимым ходом, вращением. Ведающие знают, что в былые времена именно Лунный календарь предшествовал Солнечном, что подтверждается наименованием «Луна» - то есть одна двенадцатая часть Годового Круга. Об этом же говорят и исследователи: «Месяц с его фазами легче позволял вести календарный счет по неделям и месяцам. Добавим, что в пользу распространенности почитание Мари говорит и тот факт, что на Руси существовали украшения, так называемые «лунницах», которые чаще всего делались из серебра (металл Луны, Мари) или сплава серебра и олова. Лунницы составляли девичий убор, и так же представляли собой отражение почитание Мари нашими Предками. Характерно, что острые концы лунниц всегда обращены вниз и на них часто помещались малые подвески в виде капель воды. И в том, проявляется древнее представление о Луне, выливал Воды на Землю.

обрядность:

«Уймись, не может к Маре посватаешься» - говорили на Руси молодому, что слишком разошелся в ухаживаниях.

Обряды, определяющие Культ Морены прекрасно сохранились в традициях празднования Масленицы и Купалы. Сжигают и хоронят именно Морену - Зиму. Символ Морены - холод, снег. Именно поэтому цветом смерти и траура в Древней Руси считался белый цвет. Отсюда - болезни саванна, похожая на снежный покров. Марена - обладательница небесного водного царства. Марена, как и богиня смерти Мара, сильнее огонь, для него она смерть. Благословляет жизнь, поддерживает его и гасит в конце этот же огонь жизни. Со страхом, а то и страхом в час ненастья смотрит хозяин на небо, на ту черную тучу, которую разрывает на все стороны мощный Перун. То темные силы мрака пытаются предвещать судьбу человека, потому что это там на небе намечена летняя ее труд, а с ней и всю жизнь. Мощную обладательницу темноты не пугает свет Даждьбога, огонь Сварога, гром и молния Перуна. В Мари вместо глаз - гнилые воспаленные глазки, а потому нет и такой силы и власти на небе и на земле, которая смогла бы вернуть грешное тело человека с холодного вечного сна. В Мари есть тринадцать дочерей- «маренят», которые родились в результате совокупления со Змеем. Это они приносят человеку темные зимние силы, невероятные душевные страдания, кости ломают, в огонь бросают и еду отбирают. Особенно зимой и ночью Мара творит свои темные дела; прокладывает путь во мрак. Только она знает, где кончается жизнь в немеркнущей звездном мире. Только перед душой она бессильна. Душа человека - бессмертна, потому над всей жизнью-бытием стоит вечное и животворный Солнце-Даждьбог. Душа человека отлетает в Ирий-рай, где царство духов предков, где никогда не бывает зимы. Улетает туда, где всегда тепло и свет, где вечно цветут луга, по которым текут сладкие реки в молочных берегах. Там умершие продолжают свою жизнь. Злую Мару способна прогнать и только весной богиня Марена. Это бывает тогда, когда на еще скорбящего снегами и морозами землю прилетает со своими хлопотами волшебница Леля-Весна, а с ней к человеку приходит и воскресение души. Шумит, звенит тогда зеленая дубрава, узнавая где-то в далекой синей мгле долгожданную богиню Облако с небесной влагой, течет по бескрайнему небу. Трудно тогда не узнать Мареночку - обладательницу водного царства, когда небо набирается сил и как из решета или из ведра льется с него дождь, заливающий землю вместе с любовных ласк пылкого лучей солнца. Далеко-далеко, на десятом углу, стоит терем, в котором живет Красная Панна. Оттуда, открывая форточку, небесная Панна посылает на землю, на урожай и благосостояние людям, первый весенний напиток, называется то медом, вином или кудрявый пивом. Для ория-земледельца - не простой мелкий дождик, а волшебное семя-молоко небесной русалки, которая появилась с того чуда, бывает в любое время грома и молнии, когда небо закладывается столами и завешивается коврами, которые у людей называются облаками . Белолицей, синеокой, как небесная вода, царевной во всем своем величии приходит на землю с первым весенним дождиком Марена. От того семени-молока рождается все живое на земле, а те темные злые облака, плывут по небу, расплываются и исчезают, как волны по морю. Для Матери-Земли тогда наступает жизни в одной сущности с святой правдой солнца Даждьбога. Тогда же, в очередной раз в веках, бог Перун первым весенним громом празднует свадьбу. Сам Дажьбог-Солнце влюбленный в ту волшебную величие. А когда Мареночка-Панна болтает на него той водицей, стесняется и краснеет. Марена, как и богиня смерти Мара, сильнее огонь, даже может убить огонь, вместе с тем благотворительная: она благословляет жизнь, поддерживает его, придает плодовитости Матери-Земли. Царицу-водицу называют еще Моряна - морской богиней. Она, как море, своей безграничностью вечно таинственная, а иногда страшна, как смерть. Морская вода дарит жизни и свет, и мрак. Так и Марена без ласковых солнечных объятий неба Даждьбога и горячего-любовь Купала безжизненна и холодная, как лед зимой, как смерть. Холодная темная вода, когда она не согревает свет солнца, несет только смерть. Поэтому Марена бывает одновременно и сердитой царицей-водицей, и прекрасной спутницей богини воды Даны. Как только Марену начинает согревать небесный Сварожич, царица-Водица лагиднишае и на земле все начинает расцветать и расти. Марену почитают дважды в год. Первый раз 1 марта, когда после холодного зимнего сна матушки земли начинают люди призывать Лелю-Весну. Марена прилигае тогда немного устало, и в своей страждущим любви к своему суженого конце становится желанной и неотразимой. Второй раз богиня обильного дождя Морина-Моряна приходит к людям в ночь с 23 на 24 июня во время священного свадьба царя-огня и царицы-Водице. В эту волшебную ночь прекрасная спутница Купала в самой своей плодовитости к матушке земле и к животворного солнца. В это время земля уже пышно одетая зеленым листом; ржаные жлиба заплели свое колосья в небе, а на окружающей среде стали делаться различные великие чудеса. В эту ночь царица-Водица омывает людям тело и душу. Наши предки любили держать тело в хорошем состоянии. Купание и чистая рубашка нужны для того, чтобы душа и тело находились в чистоте. Праздник человеку дает духовный подъем, без него человек становится духовным калекой. С большим нетерпением ждут это священное свадьба земля и небо. Немеркнущая любовь Марены в эту ночь зажигает основной цвет солнца на земле - цвет папоротника. Это не просто цвет, а свет молнии Перуна. Божественную любовь имеет в себе и всякое зело, потому что оно тоже выкупанное и политое этим волшебным семьям-дождем. В эту полную таинственной прелести ночь девушки и ребята делают куклы из соломы. Кроме соломенной куклы, делают куклы из крапивы и шиповника, а чаще всего из молодых чорнокленка или вишни. Сначала молодых надо было убрать к свадьбе. Ветку (один из сучков которой - голова, а два других - руки) впитывают в любой женскую одежду: вышитую рубашку, плахту и фартук, скрепляют одной или двумя кромками, а еще украшают конфетами и пряниками, а на ноги надевают сапожки или, как когда-то связывали покойникам, капюшон. Такая кукла называется Мареной, ее вонзают в землю и зажигают у нее свечи. Марену делают девушки, а парни, в свою очередь, недалеко готовят другую куклу, которая называется Купало. В некоторых местностях Марену и Купала ставят рядом. Перед Мареной-Купайлицей накрывают стол с угощением. Наложив кучу жгучей крапивы, девушки босиком перепрыгивают через нее. Через некоторое время подкрадываются ребята, набрасываются на девушек, отнимает Марену, разбрасывают или топят ее в воде. Девушки не сердятся, а здесь же делают новую, мол, ребята обманулись и украли НЕ любую Марену, не красиво, а вот эта теперь будет лучше. У принаряженный Мареноньки девушки пели:

Круг Мареноньки ходили девоньки,
Стороной дождик идет, стороной.
На море волна, а в долине роса,
Стороной дождик идет, стороной,
Над нашей рожей красной.
На горе рожь, а в долине просо,
Стороной дождик идет, еще и мелкий,
И на наш барвинок зелененький

После того, как уже начинало смеркаться, на крапиву кладут солому и зажигают. Взяв в руки пучки горящей соломы и надев венки из полыни и всякого полевого зелье, девушки прыгают через огонь прямо в воду. Плавая в воде, они держат в одной руке пучок воспаленной соломы, потому как в огне сгорает солома, так и Мареноньки пусть идет в эту ночь на отдых. Искупавшись, девушки гадают: пускают на воду венки с свечами: к какому берегу вода понесет венчик, с того угла надо ждать суженого. Когда костер погаснет, к кукле привязывают камень, потому что как бросят в воду, то Марена обязательно должен утопиться. Бросив вместе с ней и куклу Купала, девушки начинают петь:

Утонула Мареночка, утонула,
Только ее кисочке вынырнула.
Пошла Ясменник топиться,
А за ней дружки посмотреть.
НЕ топись, Мареночко, НЕ топись,
Оглянись и на свое дитя посмотри!

Грустят девушки по Мареночкою, Марена горюет по милым Купала, пришедшая разлука, потому что знает: после ее проводов опять начнет понемногу вишкирюваты свою нечисть Мара. Тогда купаться с Мареной не следует, так старшие люди говорят, как только нырнет Марена под воду, то налетает сильный вихрь. Это нечистая сила является по Мареной, так как Марена - это старшая русалка. Топят Марену в воде, но река - то широкая и большая Солнечная дорога в Ирий-рай потусторонний, где вечный покой. Наши деды-прадеды верили, что Марена через реку Лету перевозит души умерших на тот свет, а потому и топят, чтобы весной она снова принесла людям радость и полноту жизни. От названия этой реки Лета происходит слово «Лето». Калиновый мост - граница, замыкает нашу земную жизнь, а тому, кто уже перешел Лету по калиновом, или кленовом моста, надо думать о дороге в вечное звездное царство предков. Когда топят Марену, девушки развешивают свои венчики на деревьях, а то и несут домой и вешают в домах, так как они являются надежным оберегом от всякой нечистой силы, а еще употребляют эти венки, как лекарство. Веточки с Марены бросают на грядку в огурцы, потому что говорят, что тогда они лучше растут. Так когда-то наши предки почитали царицу-водицу, деву Панну весенней влаги, которая оплодотворяет землю для добра, для богатства небесным молоком. Сделанные куклы Купала и Марены, стол с угощением, за столом святой огонь, а вокруг огня девушки и ребята с веселыми танцами и песнями, которые сопровождаются любовными утехами - то своеобразное жертвоприношение огню и воде, хвала мощным богам за то святое воскресение, что делает душу безсмертной. Только темную душу Мара проваливает в подземное царство. Пройдя двенадцать мученических сфер ада, такая душа становится слугой Чернобога. То она посылает человеку за неправедный путь в жизни разные болезни и страдания. Только огонь и божественный напиток Марены для всего сущего имеют ту магическую силу, очищает душу от негативной силы. Потому что с неочищенном приходит к человеку Мара, а с ней и смерть.

Комментарии  
+2 #1 Владислав 18.03.2018 20:45
Дивно сие зрети, яко неведущие отцев предание, о Маре глаголют. Аще не в Ирии жила Мара, Аще ли не ради душ человечьих спустилась в царство Кащеево и пленила оного мудростью своею? И бысть сие изложено, хоч и инако у Сумер про "Истру и Думужа и у Елинов про Перстифону и мир безвидный.
Цитировать
Добавить комментарий




Top