Культ Митры

Культ Митры
Одной из несправедливо забытых солнечных индоевропейских традиций является митраизм или культ «Солнечного Вестника» - бога Митры, ведущего непримиримую борьбу с силами хаоса, вырождения и упадка. Митраизм - это глубокая и богатая мировоззренческая система, она представляет собой полноценное духовное учение, достойное внимательного изучения и знакомства.

Митра - это древнее божество общеарийского, а позднее индоиранского пантеона. Имя Митры означает «договор», «верность» или «союз», это однокоренное слово с именем германского бога Тора. Интересна история возникновения и распространения культа Митры. Митра был известен индусам ещё в ведическую эпоху, затем подобный культ распространился в Персии в русле традиционных персидских верований – маздеизма, а также обновлённой религии, получившей название зороастризм, основным содержанием которой была принципиальная борьба двух вечных конфликтующих начал – Добра и Зла.

Сам митраизм, как отдельная религия, сформировался в кипящем религиозными идеями регионе – Восточном Средиземноморье, в месте слияния персидских, зороастрийских, эллинистических религиозных культов. От персов, особенно во времена Парфянского царства, культ Митры восприняли греки, жившие в приграничных областях и затем римские легионеры. Войско Помпея заинтересовалось митраизмом во время похода против киликийских пиратов в 67 году до н.э. Следует подробнее рассмотреть внутреннее содержание культа, чтобы понять, чем же он оказался привлекательным для римских воинов.

Митра рассматривался древними персами как хранитель клятв и воин Ахура Мазды, безжалостно истребляющий его врагов, а также как соратник и спутник солнечного божества (в греко-римской традиции получившего название Гелиос). Митра родился из камня, стоящего у реки, сформировав себя усилием своей воли. При рождении он был уже зрелым юношей и в правой руке у него был меч, а в левой факел. Затем он совершил множество подвигов. По приказу Ахура-Мазды он подчинил, а потом убил огромного быка, олицетворяющего неукрощённые силы природы, из тела которого была создана вся Вселенная. Он боролся с Солнцем, победил его и стал навеки его союзником, появляясь на небе незадолго перед рассветом. После окончания своего земного пути Митра устроил пир, после которого вознёсся на небо в огненной колеснице. Но и, прибывая на небе, Митра ведёт вечную войну со злыми духами-дэвами и оказывает поддержку всем своим верным соратникам.

Даже исходя из этой фабулы видно, что митраизм привлекал к себе людей воинственных, решительных и отважных, с высоким понятием о личной ответственности, торговцев, воинов, служащих и пиратов, а также государей и властителей. Поэтому митраизм пользовался особой популярностью в римском войске и среди опиравшихся на армию «солдатских» императоров.

Первым римским императором, ставшим сторонником митраизма, был Нерон, принявший в дар золотую корону, символизировавшую hvarno – непобедимую силу и энергию. Высокое положение в иерархии митраистских таинств занимал Коммод, сын Марка Аврелия, свирепый и неукротимый, сражавшийся на гладиаторской арене и способствовавший росту популярности культа.

Во втором веке нашей эры окончательно сложилась догматика и церемониальная система западного митраизма. Посвящённые проходили через семь ступеней инициации. Первая ступень называлась «Ворон»: посвящённый считался умершим для прежней жизни и заново рожденным в свете учения Митры. Вторая степень инициации называлась «Нимфус», «Жених», или по-другому «Сокрытый» и на этой стадии посвящённый носил вуаль лице и лампу в знак обретения таинств. Третья ступень обозначалась как Miles, «Воин» и означала начало активного служения Митре, вступление в митраистское воинство.

Четвёртый градус посвящения в мистерии Митры – «Лев». Во время митраистского ритуала присутстовали люди, одетые в вороньи и львиные маски. Пятая ступень называлась «Перс» и напоминала о том, что культ Митры пришел из Персии, оттуда, где, согласно греческим представлениям, располагалось царство сказочного Персея. Эмблемой этого пятого уровня был кривой меч, который Персей использовал, чтобы обезглавить Медузу, символизирующий уничтожение низших, животных аспектов посвящаемого. Шестая ступень называется «Солнечный Вестник» (Гелиодром) и посвящённый олицетворял собой Солнце во время священной трапезы, становясь ближайшим помощником Митры.

На патриархальное качество митраистского культа указывает название последнего, седьмого, градуса посвящения митраистов – «Патер», или «Отец». Главы общин отдельных городов и областей звались верховными отцами, а во главе всей митраистской церкви стоял Отец Отцов, восседавший в Риме. Это указывает на преимущественно мужской, патриархальный порядок, присущий последователям Митры, хотя женщина в этом учении не дискриминировалась и в некоторых случаях женщинам позволялось присутствовать при церемониях.

Позднее, во времена императоров Аврелиана, Диоклитеана митразим вступил в судьбоносный конфликт с набирающим силу христианством и в этой борьбе сторонники солнечных богов потерпели тяжелое поражение. В последней битве у греческого города Никомедии Лициний проиграл Константину, который ввёл христианство в качестве государственной религии. Затем Юлиан, прозванный христианами Отступником, на короткое время сумел возобновить влияние прежнего культа (около 362 года н.э.), но после его смерти христианство возобладало, безжалостно преследуя священников митраистского культа и перестраивая подземные святилища митраистов – митреумы под фундаменты своих храмов.

Хотя митраизм уступил своё место христианству в процессе исторического развития, он оставил после себя богатое духовное наследие, которое в значительной степени было присвоено и ассимилированно новой религией. Так, например, христианское рождество 25 декабря всегда отмечался как день рождения Митры, бога воителя, защитника и хранителя, день зимнего солнцестояния, когда солнце возрождается после зимней спячки. Знаменитые волхвы, пришедшие поклониться новорождённому Иисусу, почти единодушно расцениваются современными учёными, как зороастрийские маги, жрецы, празднующие рождение Митры. Митраизм с его воинственной идеологией и основополагающей идеей борьбы Света и Тьмы во многом послужил родоначальником всей последующей европейской цивилизации, многие элементы митраистских таинств дошли и до наших дней. Рукопожатие, которым мы обмениваемся сегодня, изначально было символом союза между Митрой и Солнцем. Кроме того, астрология получила признание в западном обществе именно благодаря митраистской пропаганде, в которой астрологическим символам – Телец, Персей, Гидра, Скорпион, уделялось огромное значение.

Таким образом, несмотря на все старания, память о Митре и его последователях не удалось окончательно изгнать из европейской культуры. Слишком большое влияние имел этот культ в римскую эпоху, поэтому многочисленные отголоски его дошли и до настоящего времени. Имя Митры вернулось к европейцам в 19 столетии после знакомства с зороастризмом и начала многочисленных раскопок и научных исследований. Поэтому память о нём, о благородном воине-защитнике и освободителе, бесконечно сражающимся с тёмными силами и сегодня ещё живёт среди благодарных потомков.
Добавить комментарий




Top